С недавних пор в магазинах Москвы появились «российские братья» американских популярных напитков — они выглядят так же, как «кола», «фанта» и «спрайт», но сделаны по нашей технологии. Форма бутылок и цвет почти не отличаются от оригинала. «Классические вкусы любимых прохладительных напитков. Прекрасно утоляют жажду и позволяют освежиться», — говорится в описании газировок.


Замену американским напиткам москвичи найдут без проблем. / РИА Новости

Производитель российских аналогов большой тройки — пиво-безалкогольный комбинат «Очаково». Производитель широко известен по всей России, но найти «нашу колу» в столичных магазинах оказалось делом непростым. Например, пока вы ее не встретите в мини-маркетах у дома, мало шансов приобрести в «Перекрестках» и «Лентах», но в некоторых крупных сетях на российские аналоги американских напитков бывают даже акции. Полторашка «нашей колы» дешевле американской: 69 рублей против 100. Состав практически идентичен. Московскую Cool Cola, например, готовят из воды, сахара, сахарного колера (это что-то вроде карамели), лимонной кислоты, кофеина, также используются натуральные ароматизаторы и экстракт ванили.

Аналоги популярных напитков появились в продаже недавно, но уже вызвали бурные дискуссии в Сети. Даже появились форумы, на которых фанаты оригинальной «колы» (умеющие отличать ее от «пепси») сравнивают достоинства и недостатки аналога. 7 из 10 отзывов оказались положительными. Из недостатков отмечена высокая цена, приближенная к оригиналу (видимо, акционные предложения, скорее, редкость) и небольшая степень газированности. Но в целом потребители признали: если заграничная «кола» совсем пропадет, то очаковская спасет нас.

По мнению директора ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Константина Кобелева, у наших предприятий есть все ресурсы, чтобы делать газировку на нужном уровне. Свое к тому же и полезнее будет. Ведь предприятия России используют натуральные ингредиенты: солодковый корень, корень элеутерококка, лимонное, пихтовое, эвкалиптовое эфирные масла, а также масло лавра благородного.

Однако и ряд проблем эксперты тоже заметили. Например, есть правовые моменты, которые могут перечеркнуть все копирование. Например, Coca Cola Company подала в суд на аннулирование госрегистрации бренда RuCola от «Черноголовки»: по мнению истцов, товарный знак до степени смешения схож с оригиналом. Так ли это — свое слово скажет суд.

Раскрутить можно даже самый неблагозвучный бренд. Например, Саше Лойе удалось сделать это с «Херши колой»
Кроме того, у наших товаров всегда хромало продвижение. Но практика показала, что раскрутить можно даже самый неблагозвучный бренд. Например, в девяностые небывалой популярностью пользовалась так называемая «Херши кола», которую рекламировал «русский Барт Симпсон», образ которого блистательно воплотил на экране звезда «Ералаша» Александр Лойе.

Знаете ли вы, что…
«Пепси» и «колу» изобрели фармацевты

Полковник и фармацевт Джон Пембертон пытался изобрести лекарство, заменяющее морфий и не вызывающее зависимости. Так и появилась «кола». Первоначально в состав газировки входили пепсин и экстракт орехов колы. Автор также приписывал газировке целебные свойства и уверял, что пепсин способствует пищеварению. Привычное название и широкое признание «пепси-кола» получила в 1903 году. В 1964 году «Пепси» выпустила диетическую газировку.

По данным Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора, после приема стакана «колы» уже через 10 минут последует удар по поджелудочной — сахара в напитке очень много. Вас не будет тошнить только потому, что фосфорная кислота подавляет действие сахара. Через 20 минут произойдет подъем инсулина в крови. Через 40 минут печень переводит сахар в жиры, происходит поглощение кофеина, повышается артериальное давление, так как печень выбрасывает больше сахара в кровь, расширяются зрачки. Еще через 45 минут увеличивается количество гормона дофамина, этот гормон стимулирует центр удовольствия мозга, улучшается настроение, появляется бодрость, снижается сонливость, но через час-полтора человек становится раздражительным, вялым. Постепенно мозг адаптируется к привычке пить газировку, начинает производить меньше нужных гормонов, так как теперь их можно получить искусственным путем. Работа рецепторов в «системе поощрения» ухудшается, заставляя для достижения одинакового эффекта выпивать все больше и больше газировки.