Предлагаем вашему вниманию серию очерков по истории уникального уголка Ульяновской области – окрестностей Арбугинской горы. Первый будет посвящён Арбугинским слободам. Вид с Арбугинской горы. Фото Даниила Родина. Русские поселенцы освоили эту территорию во второй половине XVII века – спустя некоторое время после постройки Симбирской засечной черты и основания Симбирска. В оборонительных интересах необходимо было создать буферную зону к югу от вала в один-два дня пути, заселив её русскими. «Служилые» люди неохотно селились южнее вала, поэтому на его так называемой «Крымской стороне» стали жить выходцы из «тяглых» сословий – «приборные» люди. В 1660-х годах вокруг Арбугинской горы появилось несколько поселений, которые назывались слободами: Кремёнская, Кривушинская, Шиловская, Тушнинская, Ключищинская и Панская. Этимология названия поселений связана со словом «свобода», и создаётся впечатление, что русские, попавшие сюда, жили, словно пионеры фронтира, свободными и счастливыми людьми, вырвавшимися за границы крепостной России. Так, профессор Георгий Перетяткович в XIX веке считал, что Арбугинскую землю освоили «отважные и предприимчивые из русских», которые были «большею частью беглые помещичьи и монастырские» крестьяне. На самом же деле Арбугинские слободы были основаны в рамках продуманной государственной политики государевыми же людьми. Речь не идёт о служилых военных – на землях, принадлежащих царю, селились крестьяне, которые также принадлежали дворцовому ведомству. Сюда были «переведены» люди из самых разных городов, в том числе и из самого Симбирска. Вплоть до отмены крепостного права жители слобод были удельными крестьянами и формально подчинялись только главе государства (а на деле, конечно, – администрации). Этим они были похожи на обычных свободных жителей, но с поправкой на реалии сословного общества. Документ XVII века даже поясняет переход горожан из прежнего состояния в крестьяне словами «в неволю». Они обязаны были отбывать различные натуральные повинности и платить денежные оброки в пользу царской семьи. Они также не были вольны в выборе собственной судьбы и места проживания. Конечно, на Арбуге не было никакой особой вольницы, но, вместе с тем, пробивавшиеся иногда в эти земли помещичьи порядки здесь не приживались. Удельные жители были против выделения наделов помещичьим крестьянам, поэтому местные владельцы крепостных вынуждены были продавать свою людскую собственность, либо «сажать» крестьян на отдалённых наделах. Так, например, возникла деревня Екатериновка, названная по имени помещицы. Так что русские арбугинцы никогда не знали рабовладельческих порядков. Это было своего рода платой за нелёгкую государственную миссию по защите Симбирска, выполнявшуюся первопоселенцами. На первом этапе освоения жители реально сталкивались с набегами башкир и шальных казаков. Слободы создавали буферную зону на подходе к городу на правом берегу Волги. Здесь даже была создана небольшая Арбугинская засечная черта: к югу от Шиловки упоминаются «надолбы», которые должны были защищать Арбугинские слободы, а также острог с казаками. В районе Сенгилея упоминаются ещё защитный вал и городище. На левом берегу эти укрепления продолжались Закамской засечной чертой, построенной в 1652-1655 годах и начинавшейся от крепости Белый Яр. Для защиты арбугинских земель в районе нынешнего Сенгилея в 1667 году переселенцами с левого берега были основаны казацкие слободы. Примерно в 1663 году была основана также Панская слобода, жители которой были пленёнными польскими подданными из-под Смоленска, переселёнными с казанских земель. В их обязанность входила военная защита слобод. Русские же крестьяне обязаны были возделывать десятинную арбугинскую пашню и отвозить причитающуюся государю десятую часть урожая в Симбирск. Небольшую часть местного населения составляли также и чуваши, давшие названия многим географическим пунктам в округе. Чуваши считались государственными крестьянами и платили особый налог – ясак. Это положение отразилось в названии Ясашной Ташлы. У русских же крестьян, в отличие от выходцев из поволжских народов, была ещё одна задача – быть резервом в освоении новых пограничных территорий. Дома в Шиловке, 1927 год. РГАКФД Постепенно граница освоения, защищённая от набегов ногайцев, калмыков, крымчан и казаков, сдвигалась на юг. К тому времени поселенцы вокруг старых засек обживались и обзаводились многочисленным потомством. Но по первому требованию государства они срывались с места и отправлялись на более южные рубежи строить укрепления, города и распахивать поля. Так произошло и с арбугинскими поселенцами: часть их в 1690 году была направлена в новые места. Волга в районе Шиловки, 1927 год. РГАКФД. Но слободы не запустели. Напротив, оказавшись в глубине русских земель, они стали развиваться в хозяйственном отношении. Помимо пашенных наделов, жители слобод имели угодья для покоса травы в пойме Волги и на её левом берегу. Также слобожане занимались богатой рыбной ловлей, о чём мы расскажем отдельно. Они также разводили садовые деревья, засаживая ими склоны гор, оврагов и волжские острова. Шиловка, например, очень славилась яблоневыми садами. Одичавшая яблоня в районе Шиловки. Фото Дмитрия Ежова. Гончарное ремесло не получило развития из-за низкого качества местной глины, поэтому многие жители занимались отхожими промыслами – нанимались бурлаками или работниками на каспийской нефтедобыче. Бедность почвы также подсказала занять помещичьих крестьян на суконной фабрике в Екатериновке, но она вскоре была куплена, как другие помещичьи активы, татарским купцом Алеевым, выходцем из Буинска, имевшим дом в Симбирске. Пристань в Шиловке, 1927 год. РГАКФД. Несколько десятков зажиточных семейств вышло из числа местных удельных крестьян. Например, шиловский купец и меценат Иван Гаврилов, который занимался торговлей и добычей мела, который он скупал у старателей из числа крестьян. Он имел также несколько пароходов на Волге, в Шиловке была своя пристань. Гаврилову в итоге принадлежало предприятие по починке судов в Криушах, которое изначально было основано Волжским пароходным обществом. Здесь же была и знаменитая зимняя стоянка судов на Криушинском затоне. Закат над Криушинским заливом. Фото Дмитрия Ежова. И сегодня, поднявшись на Арбугинскую гору, можно наблюдать плоды трудов первых переселенцев и их потомков. За несколько веков некогда свободная приграничная земля стала прекрасным уголком в центре Российского государства. Этот живописный край наполнен легендами о далёком прошлом и особым духом непреходящей свободы. Но была ли эта земля на самом деле свободной до того, как сюда пришли русские переселенцы? Об этом мы расскажем в следующих очерках. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Гость
Удельные крестьяне- такие же крепостные. Они были в неволе у Удела
Макс
А однодворцы, были крепостными?
Эрзя
Про мордву не вспомнили, в Ульяновской области много мордовских деревень.
Арбуга
Но не в районе Арбуги и Шиловки, тут даже поляков в Панской слободе уже не найти
Что то мне подсказывает.
Что это подрихтованная история.
И даже рихтовкой
не удаётся скрыть всех “прелестей” имперской России, на которую молятся сегодняшние барыги: “Документ XVII века даже поясняет переход горожан из прежнего состояния в крестьяне словами «в неволю». Они обязаны были отбывать различные натуральные повинности и платить денежные оброки в пользу царской семьи. Они также не были вольны в выборе собственной судьбы и места проживания”. И что-то мне подсказывает, что тихой сапой сегодняшние горожане запросто могут повторить их путь…
Интернет
Просто Дмитрий свой будущий туристический проект рекламирует……
Суров
Жили люди в Губернии и села полные людьми были , но пришли от беса одержимые и все порушили и церкви и людей извели и земля пустовала . Возрождение будет ???
Сурову
Так «полными были», что детская смертность была обыденностью , а продажа людей наравне со скотом – законным деянием.
До 1600 годов здеся никто и не жил
Вон даже про чувашей непонятно написано – откуда взялась небольшая часть. Главное не забыли написать – мол вот оне то принадлежали государству.
Посыл то понятен.
Только аборигены собаки никак нехотят забыть ни языкни историю ни чья это земля
Предыдущыму
Дурак ты, дядя. Никак не можешь забыть, что именно на этой земле стоит памятник И.Яковлеву и чувашскому алфавиту
Сам дурак
Читать научился , а думать нет.
Иван
Читай настоящую историю
Эх-хе-хе…
почему нет ничего о Стеньке Разине? Откуда у него появилось пять тысяч воинов?Из каких резервов пополнялось7
С Дона появилось
Он же донской казак
Это всё
Его войско непрерывно росло за счет крестьян и посадских людей. Под Симбирском повстанцев насчитывалось около 20 тысяч человек.
Иван
Коренных Волжский Булгар по выгоняли и заселили Иванами.
Ивану
Это кого повыгоняли и кого заменили?
Иван
Коренных Волжский Булгар по выгоняли и засилили крепосными иванами, на этом свобода закончилась. До сих пор этой свободы нет.
Иван
Посмотрите старую карту Волжский Булгар, тысячи микрополей 10…15 века были уничтожены и снесены. Эта земля Булгар и наши предки покоятся на этой земле.
Житель
Какое красивое название города – Симбирск. История страны, родного края. Мечтаю, чтобы переименовали город и область!
Звучит!!!
Алтын Орда!!
Улус Джучи!!
Волжская Булгария!!!
Сотни городищ до 1648г.
срыты и забыты вдоль волги.Только в научных изданиях можно раскопать про некоторые.Вместо истории пропаганда московская или питерская счас.Не дают развиваться провинции.как и при царях.
Евгений
Напишите пожалуйста про Потапиху, Смородину и Артюшкино
Наталья
Моя родословная по линии матери из Панской Слободы (Цыбины).Всегда хотела узнать историю поселений.В интернете информации вообще нет.
Спасибо.
Ратоборства
Будьте точны – крепостные не рабы, а крепостной строй вовсе не рабовладельческий.
Ратибор
Будьте точны крепостные не рабы, а крепостной строй не рабовладельческий.
Звучит!!?
Алтын Орда!!
Улус Джучи!!
Волжская Булгария!!! – Это не для всех звучит, абракадабра.