Об итогах работы в должности главы города Ульяновск

и предстоящих задачах

 

Уважаемые коллеги!

Хочу подвести итоги моей работы в должности главы города.

Я вступил в эту должность менее года назад (с 20 августа 2021 года), но за это время у нашей команды уже есть определённые достижения.

Но о них чуть позже. Сначала хочу напомнить вам о тех итогах, к которым мы пришли сегодня.

За последние 2 года город столкнулся с серьёзными вызовами, которые отразились на жизни каждого горожанина. Однако жизнь города не остановилась.

Благодаря нашей совместной работе с инвесторами и предприятиями, город занял 2 место в рейтинге социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области по итогам 2021 года. Хочу отметить, что по итогам 2020 года мы занимали 14 место. Этого город достиг за счёт укрепления позиций в инвестиционной деятельности – 1 место (в 2020 году – 21 место), в финансово-экономическом блоке (лучший результат по объёму налоговых и неналоговых доходов), а также показателей денежных доходов населения (за счёт роста среднемесячной начисленной заработной платы по крупным и средним предприятиям).

Что касается последних итогов социально-экономического развития города (январь-апрель 2022 года), то здесь из наиболее важного хочу отметить рост оборота организаций по всем видам экономической деятельности (рост к аналогичному периоду прошлого года составил 8 %), улучшение показателей работы предприятий строительной отрасли (рост на 38,6%). Такая же картина и с отгрузкой товаров собственного производства промышленными предприятиями (рост – 5,4%).

Это показывает, что городская экономика выстояла. Более того, наблюдается улучшение ситуации и на рынке труда: мы вышли на регулярные темпы снижения безработицы, рост заработной платы в муниципальных унитарных предприятиях.

Теперь я хотел бы напомнить вам о ПЛАНАХ, озвученных мной в рамках предвыборной программы и сказать, что уже сделано, а что нам ещё предстоит сделать.

Моя программа состояла из 25 разделов, касающихся всех сторон жизни жителей города: это и улучшение архитектурного облика города, и работы всех служб жилищно-коммунального хозяйства, и ремонта школ и детских садов, и многое другое.

 

Я сейчас не буду озвучивать все эти планы. Позвольте мне остановиться на нескольких самых значимых и ярких из них.

  • Одним из первых моих планов было «провести капитальный ремонт школ и детских школ искусств».

На сегодняшний день завершён капитальный ремонт зданий гимназии № 30, средней школы № 62, отремонтирована детская школа искусств №10 в рамках национального проекта «Культура»».

  • В рамках обеспечения условий для гармоничного развития молодёжи мы ставили перед собой задачу «Секции – в каждую школу». На сегодняшний день на базе всех образовательных организаций работают спортивные залы, в которых проводятся тренировки по игровым видам спорта, лёгкой атлетике, художественной гимнастике, боевым искусствам, спортивному и лыжному туризму. Уже сегодня спортивными клубами, созданными при 74 образовательных организациях, охвачено 94% детей.

Однако проведённый нами мониторинг востребованности услуг дополнительного образования у детей и родителей показал, что наибольший интерес вызывают объединения научно-технической, туристско-краеведческой направленности, а также робототехники. В связи с этим, в          30 образовательных организациях уже созданы новые высокооснащённые места, на которых реализуются современные программы по робототехнике, 3-D моделированию и прочим современным направлениям.

Далее.

  • Я ставил перед собой задачу превращения Ульяновска в город со множеством фонтанов, а также в комфортное место для отдыха жителей.

Что нами сделано на сегодня:

– в сквере на ул. Л. Толстого установлен новый фонтан;

– ведутся переговоры о передаче в аренду пляжа в Заволжском районе (парк «40 лет ВЛКСМ») и в посёлке Борьба Железнодорожного района; планируем привлечь инвесторов для благоустройства Центрального и Свияжского пляжей;

– с целью повышения удобства и комфорта жителей и гостей города, нами создан туристический портал города Ульяновска (Ulyanovsk-travel.ru), который информирует об основных достопримечательностях, средствах размещения и транспортной инфраструктуре.

  • Одной из важных задач перед собой и администрацией я ставил задачу компенсации дефицита собственных доходов муниципального бюджета за счёт других источников финансирования, то есть, другими словами, мы должны стараться наращивать объёмы привлечённых из вышестоящих бюджетов средств.

Считаю, что ситуация улучшилась. Объём привлечённых в 2021 году средств из вышестоящих бюджетов по сравнению с 2020 годом увеличился на 60% (4 млрд 266,3 млн рублей). Кроме того, в рамках госпрограмм мы смогли привлечь субвенций общей суммой 5 млрд 429,5 млн рублей, а также направить 1 млрд 796,8 млн рублей на реализацию адресной инвестиционной программы. В этом году из вышестоящих бюджетов планируется привлечь почти 3,7 млрд рублей.

 

В связи с этим, хочу выразить благодарность Губернатору Ульяновской области А.Ю. Русских и Президенту Российской Федерации В. Путину за поддержку и реальную помощь в развитии нашего города!

Коллеги! Конечно, все намеченные планы нами ещё не реализованы, но над их выполнением мы сейчас работаем.

К примеру, нами ещё не утверждён Генеральный план города Ульяновск. Причина: частичное несоответствие Генерального плана города и Правил землепользования и застройки муниципального образования, а также расхождение решений Генерального плана города с фактическим назначением и использованием существующих земельных участков.

Наши действия – активизация работы по синхронизации градостроительной документации.

Или планируемая нами подача заявки в Ростуризм на участие в предварительном отборе региональных программ по проектированию туристского кода центра города, в рамках которой Ульяновск может претендовать на получение гранта в размере порядка 250 млн рублей на реализацию туристской инфраструктуры исторического центра города. На сегодняшний день заявка полностью сформирована, однако федеральный конкурс пока не объявлен. Но мы продолжаем активную работу по данному проекту, поскольку осуществление проекта по развитию историко-градостроительной среды центральной части города Ульяновска будет способствовать возрастанию числа туристов и экскурсантов, ежегодно пребывающих на территорию города Ульяновска (на 10-15% ежегодно).

 

А сейчас позвольте озвучить некоторые из наших СОВМЕСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ:

  • Проведён ремонт жилищного фонда [капитальный ремонт 85 многоквартирных домов (в рамках региональной программы капремонта), ремонт квартир муниципального жилищного фонда, приведение 14 муниципальных помещений в надлежащее состояние для заселения граждан по договорам социального найма жилья]. На капитальный ремонт жилищного фонда по решению судебных инстанций в городе Ульяновск предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 160 млн рублей, в том числе на строительный контроль – 3,4 млн рублей. В рамках выделенных денежных средств планируется выполнить капитальный ремонт в 49 многоквартирных домах по 75 видам работ;
  • Осуществлено переселение граждан из аварийного жилищного фонда [произведены новые муниципальные закупки на приобретение и участие в долевом строительстве 45 жилых помещений для более чем 300 граждан в многоквартирных домах; проведена работа по выплате гражданам возмещения за изымаемое жилое помещение];
  • Обеспечен рост показателей ввода в эксплуатацию нового благоустроенного жилья [113% к запланированному показателю];
  • Впервые за последние 5 лет обновлён подвижной состав Городского центра по благоустройству [приобретено в лизинг 6 единиц спец. техники и в планах – приобретение ещё 5 единиц]. Это позволило нам улучшить работу по сносу и обрезке деревьев и ликвидации несанкционированных свалок;
  • Ликвидирована авария водопровода в Железнодорожном районе. В итоге – решена проблема 36 тысяч жителей города, а также 39 учреждений социальной сферы. Обеспечено бесперебойное водоснабжение жителей села Кротовка. Решена проблема для 1,5 тысяч человек;
  • Начата работа по масштабной модернизации объектов улично-дорожной сети города: построена объездная дорога в обход п. Дачный через р. Свияга; введена в эксплуатацию развязка на Президентском мосту в Левобережье;
  • Проведён комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности жителей города [установка и модернизация светофорных объектов, нанесение дорожной разметки, установка наружного освещения, ремонт дорожных знаков и дорожного покрытия; приведение в нормативное состояние 48 улиц общей протяжённостью 42 км]. В результате, мы видим снижение аварийности на дорогах (количество ДТП снизилось на 9,3%; а ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, стало меньше на 18%);
  • На базе МБОУ «Губернаторский инженерный лицей № 102» и гимназии № 30 открыты детские технопарки «Кванториум», оснащённые высокотехнологичным современным оборудованием и программным обеспечением, позволяющим решать реальные технологические задачи, в том числе с участием промышленных предприятий и научных организаций; в школе № 72 и лицее № 102 функционируют Авиационные учебные центры; в городе функционирует Центр цифрового образования детей (IT-куб);
  • С целью владения оперативной обстановкой на территории города, в этом году нами запущены следующие цифровые проекты: автоматизированная информационная система «Единая диспетчерская служба», аппаратно-программный комплекс «Приборный учёт», проект «Умный город»;
  • Достигнут рост бюджета города по доходам (на 555,4 млн рублей или 10,5%), что позволило нам предусмотреть расходы на заработную плату выше уровня прошлого года на 15%.

 

Коллеги!

Но главное, о чём я хотел бы сегодня сказать – это ЗАДАЧИ, которые стоят перед нами ДО КОНЦА ЭТОГО ГОДА.

 

Ключевой идеей своего выступления считаю описание работы, которую мы планируем продолжать вести в рамках основных приоритетных направлений.

Первый приоритет – образование.

  1. В этом году мы планируем завершение строительства двух дошкольных образовательных учреждений: на 280 мест по ул. Отрадной и на 160 воспитанников по ул. Шигаева в Засвияжском районе города Ульяновска.
  2. Нами будут начаты работы по строительству второго корпуса МБОУ «Губернаторский лицей № 100» (на 550 мест; в рамках регионального проекта «Современная школа».
  3. В этом году планируется вхождение в Государственную программу РФ по капитальному ремонту общеобразовательных организаций. В перечень объектов войдут 36 общеобразовательных организаций, расположенных на территории города.

 

В основе нашей деятельности лежит политика народосбережения, поэтому вторым приоритетом ставлю перед собой и администрацией города – культуру и развитие спорта.

Основные задачи:

  1. Работы по благоустройству парка «Семья» (замена электроосвещения, асфальтового покрытия дорожек, устройство канализации, ремонт фонтана);
  2. Библиотеки должны стать центрами интеллектуального развития и притяжения молодёжи. В связи с этим мы приступили к реализации модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (в рамках нацпроекта «Культура»);
  3. Увековечение памяти о наших земляках. В целях сохранения памяти о работниках тыла, сотрудниках наших предприятий нами уже разработана концепция создания музея Победы и трудовой доблести.
  4. Масштабная модернизация спортивной инфраструктуры. Продолжается строительство футбольного манежа на ул. Шолмова, начата реконструкция Дворца единоборств (Засвияжский район), ремонт спортивной школы имени Дм. Разумовского; запланированы работы по строительству «умных площадок» на территориях спортивных школ. Впервые произведены масштабные ремонты в муниципальных спортивных залах, в которых занимаются наши дети.

 

Соцзащита – наш третий приоритет.

Наряду со всеми имеющимися сегодня мерами социально поддержки всех категорий нуждающихся, мы планируем ещё более активизировать работу по следующим направлениям:

  1. Продолжим активно реализовывать такую меру поддержки населения, как «Социальный контракт», направленную на то, чтобы каждый житель нашего города смог реализовать свой потенциал и повысить благосостояние своей семьи;
  2. Продолжим активную поддержку и помощь работающим мамам. Этот вопрос стоит на особом контроле администрации. С этой целью в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет» продолжится обучение (переобучение, повышение квалификации) женщин.
  3. Планируем продолжить работу по материальному стимулированию выпускников школ (Программой дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан «Забота» предусмотрена единовременная денежная выплата в сумме 3000 руб. на каждого ребёнка, обучающегося в выпускном классе, завершающего освоение образовательной программы категориям граждан, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума). Также уже в апреле подано более 300 заявлений на целевое обучение наших выпускников в ВУЗах (из них 87 – на педагогическое направление и более 200 – на медицинское). В ближайшие 2 недели будут заключены соответствующие договоры.

 

Далее – политика развития.

В условиях санкционного давления многие сектора экономики, финансовой сферы столкнулись с серьёзными препятствиями на пути своего развития. И конечно же в этих условиях мы не должны снижать темпы поддержки тех сфер, которые наиболее пострадали от этого.

В целях оперативного реагирования на возникающие угрозы нами организован постоянный мониторинг ситуации в экономике города Ульяновска, выявлены проблемные моменты, изучается федеральный и региональный опыт по нивелированию последствий санкционной политики.

  1. Одной из главных проблем города в прошлом году стала, конечно же, временная приостановка деятельности предприятий общественного питания, гостиничного бизнеса, сферы проведения массовых мероприятий и ряда других. Большинство этих предприятий относятся к категории среднего и малого бизнеса. Поэтому, с Вашим участием, уважаемые депутаты, сформирован первый пакет мер поддержки, предполагающий всестороннюю поддержку бизнеса (в том числе введение моратория на 2022 год на рост аренды на землю и помещения, льготную аренду земли для производителей товаров в рамках импортозамещения, работа с ресурсоснабжающими организациями по неприменению к бизнесу штрафных санкций за несвоевременную оплату потреблённых энергоносителей и услуг, формирование резервного фонда и пересмотр возможности перераспределения финансов на реализацию первоочередных мер по противодействию санкционному режиму).

Сейчас в финальной стадии готовности находится второй пакет мер, предусматривающий, в том числе, помощь в нагрузке бизнеса заказами от региона и города для стимуляции регионального рынка.

  1. 2. В целях выполнения задачи по повышению уровня средней заработной платы, в 2021 году был утверждён комплексный план по повышению заработной платы; утверждены целевые показатели на 2021-2023 годы по каждому виду экономической деятельности; создана межведомственная комиссия по повышению заработной платы; в каждом структурном подразделении и управлении созданы распорядительным актом отраслевые рабочие группы. С января этого года уже заключено 162 соглашения с работодателями (с ростом уровня заработной платы не менее 15%).
  2. 3. Обеспечение наполняемости и исполнения бюджета.

Сейчас нами активно ведётся работа по привлечению федеральных средств на реконструкцию исторического центра города Ульяновска, благоустройство и создание комфортной туристической среды, обновление пассажирского электротранспорта и сопутствующей транспортной инфраструктуры, реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения на развитие новых инвестиционных строительных и жилых площадок.

Свыше 10 различных заявок на сумму десятки млрд. рублей находятся в высокой стадии готовности.

К примеру, нами:

– подготовлена заявка на получение инфраструктурного бюджетного кредита по проекту «Реконструкция системы водоснабжения и водоотведения», планируемого к реализации на условиях заёмного финансирования с участием средств Фонда национального благосостояния на общую сумму 4,7 млрд рублей, в рамках которого будут проведены капитальный ремонт и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения Правобережной части города Ульяновска;

– сформирована заявка на получение федеральных средств в размере 795 млн рублей на «Строительство поликлиники в Засвияжском районе города Ульяновска в целях развития жилищного строительства»;

– сформирована заявка на участие Ульяновской городской агломерации в 2022-2024 годах в мероприятии федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги» по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта» на общую сумму 2,4 млрд рублей;

– сформированы пакеты документов по проектам развития «Зелёный транспорт – основа городов будущего» и «Создание креативной рекреационной экосистемы в историческом центре города Ульяновска».

 

Уважаемые коллеги! Я вам сейчас озвучил основные и самые яркие достижения и шаги, которые мы предприняли за последние полгода. Но конечно это не исчерпывающие мероприятия. Перед нами стоит блок тактических приоритетов, которые мы так же планируем исполнять.

Тактические приоритеты:

  • ремонт и совершенствование системы водоснабжения и водоотведения (реализация комплекса механической очистки сточных вод, обработка осадков сточных вод, реконструкция сооружений биологической очистки и ультрафиолетового обеззараживания на очистных сооружениях Правобережья и Левобережья);
  • капитальный ремонт жилищного фонда (планируется проведение ремонта в более 90 многоквартирных домах города; замена лифтового оборудования (в 27 домах));
  • продолжение работы по устройству инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям;

ускоренное завершение реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

  • организация надлежащего ухода и текущего благоустройства мест захоронения на территории города Ульяновск (29 кладбищ), благоустройства мест воинских захоронений;
  • организация созданной в этом году муниципальной службы по отлову животных без владельцев;
  • реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (ремонт дорог, устройство освещения пешеходных переходов, нанесение дорожной разметки из термопласта и др.);
  • реализация мероприятий разработанной и утверждённой в этом году Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города на период с 2022 по 2030 годы, направленной на обеспечение надёжного и качественного предоставления коммунальных услуг жителям города Ульяновск;
  • реализация мероприятий по цифровизации всех отраслей и сфер деятельности города (реализация проекта «Умный город», запуск цифрового модуля «Земляные работы»; взаимодействие с НПО «МАРС» в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории города);
  • реализация большого проекта по полной модернизации уличного освещения (до конца этого года планируется установить 35 тысяч новых светильников);
  • начато проектирование новой связки Нового города с Верхней террасой, Засвияжья и Киндяковки.

И последнее: вы видите, что вся наша работа направлена на удовлетворение интересов граждан. При принятии каких-либо управленческих решений независимо от сферы работы городского чиновника, каждый из моей команды должен помнить, что он работает прежде всего для жителей города, ради их интересов, ради того, чтобы каждый горожанин чувствовал себя комфортно и удобно в городской среде. Поэтому повторю девиз, который, надеюсь, разделяет со мной и моя команда: «Сделаем город лучше, сделаем город удобнее для жителей».