С появлением новых санкций со стороны Европы и США, ухода большого числа зарубежных компаний логично встал вопрос о повторном снижении объемов перевозок, как во времена первых волн коронавируса. В контексте обслуживания промышленных предприятий и производственных компаний основной услугой были перевозки негабаритных грузов. По данным Росстата, по итогам 2021 года грузооборот автотранспорта достиг рекордного объема — 285,3 млрд ткм. Это больше на 5%, чем в 2020 году, и на 10,2%, чем за последние три года. Что касается роста рынка в денежном выражении, то, как ранее сообщали СМИ, эксперты оценили его в 15%. Примерно на 5% вырос и сегмент доставки негабарита.
Однако работать логистам в этом сегменте становится все дороже – цены на бензин растут, как и автозапчасти, и, если бы не ряд предложений на рынке от транспортно-логистических операторов, перед компаниями бы встал очень серьёзный вопрос, как довозить те или иные грузы до партнёров и клиентов. Аутсорсинг логистики – сегодня явление практически повсеместное, так как в этом случае бизнес экономит практически 50% на стоимости конечного продукта. Однако, не всегда эта услуга обходится дёшево: негабарит считается особым и не самым лёгким в контексте подготовки к перевозке грузом, так что часто логисты, напротив, делают наценки на этот сегмент. А кто-то – напротив, запускает акции. К примеру, группа компаний «Деловые Линии» объявила о скидке в 25% на адресную доставку для негабаритных грузов весом от 100 кг. Исходили из того, что, по данным опросов, среди факторов, на которые клиенты обращают внимание при выборе перевозчика, на первом месте — стоимость доставки, на втором — качественная упаковка, на третьем — сроки. Своевременность такой поддержки очевидна.
По данным «Деловых Линий», чаще всего перевозки негабаритных грузов осуществлялись из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода и Перми. Как правило, это было промышленное оборудование, запчасти или металлопродукция.
В Ассоциации перевозчиков негабаритных грузов добавляют, что в целом логисты ожидают смягчения законодательных норм по грузоперевозкам, снижения штрафов, пересмотра налогов, в том числе НДС в качестве господдержки. А в перспективе – и восстановления западных маршрутов и торговых отношений, которые помогут вернуть перевозки к прежним показателям.