Во вторник комиссия Градсовета рассмотрела проект жилой застройки квартала “Новое поколение” – будущие многоэтажки между Свиягой и прудом на ул. Шолмова. Разработчики постарались добавить перспективному жилью ликвидности, отрисовав две набережные, профицит парковочных мест и еще один детский сад. Присутствующие архитекторы не раз отметили сырость проекта – нет четких границ застройки и красных линий, не просчитаны отступы от воды до домов, не учтена будущая транспортная нагрузка на существующие дороги, нет как таковой архитектурной композиции. Жители выступают против любого вмешательства в существующий ландшафт, а глава района Наиль Юмакулов говорит, что развитие микрорайона неизбежно и благоустройство “спальника” должно улучшить криминогенную обстановку.

 

Уже в течение нескольких лет жители Засвияжского района пытаются отстоять пруд на Шолмова. Его судьба стала волновать горожан после начавшейся рядом с ним стройки детского сада. Местные власти уверяли активистов, что пруд будет сохранен и официально зарегистрирован как водный объект, однако последнего так и не произошло. В мэрии Ульяновска утверждали, что водоём станет частью благоустроенной территории возле будущего детского сада, а его засыпка осуществляться не будет. Два года назад по решению администрации города в него даже выпустили три тысячи мальков карпа, белого амура и толстолобика.

В начале апреля на водоеме опять начали активно проводить буровые работы, которые, по словам активистов, были запущены в рамках последующего строительства жилых домов ЖК “Новое поколение”. Согласно распоряжению правительства за номером 463 от 10 сентября 2021 года проект по строительству ЖК “Новое поколение” признали “масштабным инвестиционным проектом жилищного строительства”. Этот статус, по словам министра жилищно-коммунального хозяйства и строительства Александра Черепана, дает застройщику “исключительное право на заключение договора аренды муниципальной собственности без проведения торгов”.

Площадь нового комплекса на пересечении улиц Шолмова и Отрадная до акватории Свияги и железнодорожных путей составит 114 тыс м2: 108 тыс м2 жилой застройки и 6 тыс м2 коммерческих площадей.  На проект будущей застройки уже подготовлена визуализации. Концепцию разработала архитектурно-брендинговая компания DeVision, специализируемся на ликвидном проектировании (примеры по ссылке), упаковке, маркетинге и продажах для застройщиков. Во вторник разработчики по видеоконференцсвязи представили комиссии Градсовета предварительные рендеры и чертежи.

Две набережные и детский сад на берегу Свияги 

По документам на территории будущей застройки есть ряд ограничений. По действующему Генплану земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования и в зоне 5-16-этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей). По действующей редакции Правил землепользования и застройки участок  отнесен к зонам зеленых насаждений общего пользования (Р2) и зоне смешанной жилой застройки (Ж6).  Участок находится в водоохранной 50-метровой зоне Свияги.

Планируемая численность населения по проекту на рассматриваемой территории составит 3855 человек на 2104 квартиры, для которых по нормам необходимо 1156 парковочных мест. Помимо домов проектом предусматривается строительство встроено-пристроенного двухэтажного детского сада на 70 мест с выходом на набережную Свияги.

– Проект микрорайона разделился на две очереди строительства. Основная жилая застройка –  от 6 до 16 этажей, есть несколько двухэтажных корпусов. Главная идея – благоустройство набережных двух водных объектов и сохранение к ним доступности с минимальным пересечением улично-дорожной сети. Внутри домов – свободные от автомобилей дворы с детскими площадками. Применяются приёмы замедления трафика в виде приподнятых пешеходных переходов. Освещение и благоустройство территории приведет  к снижению криминала, – рассказывает автор проекта Антон Патракеев.

Не учли ручьи

Разработчики проекта были непосредственно на месте зимой, поэтому не учли некоторые особенности местности, например, наличие двух ручьев, которые питают пруд из Свияги. Сейчас по плану архитекторов на месте этих водоемов нарисованы дворовые территории. Жители считают, что засыпка ручьев погубит пруд и всю сложившуюся экосистему.

Еще одно предложение архитекторов – перекинуть к острову на Свияге пешеходные помосты, а саму территорию благоустроить некапитальными объектами и частично отсыпать гравием. Это предложение, как и в целом застройку микрорайона, жители восприняли категорически против – ульяновцы настаивают на сохранении ландшафта в неизменном виде и опасаются за жизнь уток и вырубку камыша.

Директор ООО «Симбирскпроект» Александр Капитонов добавил, что десятый микрорайон был запроектирован еще в советское время, а котлован, который сейчас пытаются сделать памятником природы, возник из-за незаконченного строительства.

Застройка снизит криминал

Присутствовавший глава Засвияжского района Наиль Юмакулов считает, что застройка территории и ее благоустройство улучшит криминогенную обстановку. Пока же в зарослях находят закладки, нередко микрорайон становится местом преступлений. Эти тезисы чиновника у местных активистов вызвали насмешки.

– Ничего смешного здесь нет, особенно когда с полицией выезжаешь на место убийства. Данная территория сама по себе непростая. Факт строительства сада показал настроение жителей, много митингов было. Мы сохранили пруд, сделали отбойную стенку, тем самым доказав, что планов по его засыпке у нас нет. Проект застройки квартала сам по себе интересен, район в любом случае нужно развивать. Но проектировать нужно в диалоге с жителями, – говорит Юмакулов.

На возражения жителей, что работы на пруду погубили уток, глава района ответил, что лично насчитал здесь 76 птиц.

Архитектор Дмитрий Нецветаев высказал, что никогда еще  увеличение плотности жилья не снижало криминогенность территории:

– Есть ли у города потребность  в таком плотном спальном районе? Это коммерческий проект, а благоустройство направлено на изменение в Генплан для повышения ликвидности жилья. Устойчивое развитие территории случается тогда, когда эта территория сама себя обеспечивает. Отсутствие здесь рабочих мест даст титаническую нагрузку на транспортный каркас. Пока же проект не вписался в существующие дороги.

Титаническая нагрузка на транспортный каркас

В целом присутствующие архитекторы не раз отметили сырость проекта – нет четких границ застройки и красных линий, не просчитаны отступы от воды до домов, масштаб отрисованных объектов не соответствует действительности, не учтена будущая транспортная нагрузка на существующие дороги, нет как таковой архитектурной композиции. Вызвали споры и нахождение будущего детсада непосредственно в прибрежной зоне.

– Все новые жители будут въезжать по Инзенский и Камышинской. Там сейчас пробки и ситуация только усугубится. В Генплане есть мост,  который соединяет Киндяковку и Засвияжье. Сейчас на проекте этого нет, – отмечает архитектор Владимир Наумов. – Также вижу, что школа № 76 в радиусе 500 метров  не покрывает кварталы А и В. На месте существующей парковки спроектирован магазин, что сделает еще хуже сделаем ситуацию с парковками.

Автор проекта ответил, что по Генплану улицы Шолмова, Алашеева и Хо Ши Мина составляют круговой выезд; доступность к школе обеспечивается минимумом дорог; проектом заложен профицит в 160 паковочных мест. Несмотря на все объяснения, чертежи отправили на доработку.