Роспотребнадзор оштрафовал директора новосибирской школы № 76 Надежду Равлюк на 30 тысяч рублей. Причина: превышение допустимого по установленным санитарно-эпидемиологическим правилам числа учеников в школе. Проще говоря, за то, что детей в школе больше положенного. Директор попыталась оспорить штраф в суде Октябрьского района, но получила отказ. Тогда за нее решила заступиться прокуратура, которая направила апелляционную жалобу в Новосибирский областной суд. Но и областной оставил в силе решение регионального управления Роспотребнадзора.
Переполненные школы – типичная ситуация для крупных городов. Но не принять детей, прописанных на закрепленной за школой территории, директор не имеет права. / Аркадий Колыбалов/ РГ
– Мы считаем, что состава правонарушения нет. В Новосибирске переполненных школ много, можно в любую заходить и штрафовать, – прокомментировала “РГ” помощник прокурора Октябрьского района Новосибирска Марина Кабакова.
Прокуратура намерена добиваться отмены штрафа и в ближайшее время направит жалобу в кассационную инстанцию в Кузбассе.
Что же произошло? Школа № 76 расположена на одной из главных улиц в городе. В ней учатся в основном дети из активно застраивающихся новых микрорайонов “Марсель” и “Европейский берег”, а также окрестных многоэтажек. В итоге при максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права – ребята зачислены по месту прописки.
Ситуация не уникальна, а наоборот – типична для крупных городов России.
Но уникален прецедент: за результаты интенсивной точечной застройки ответственность понесла почему-то директор школы.
Кстати, пару лет назад рекордсменом по числу первых классов стала одна из школ в Краснодаре: в ней сформировали 33 (!) параллельных первых класса, получивших литеры от “А” до “Я”. А буквально на днях на митинг вышли родители будущих первоклашек другой краснодарской школы: там мест не хватило, и в школу детей не приняли.
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук считает, что директор школы права. В части 3 статьи 67 Закона “Об образовании в РФ” говорится: “Правила приема в государственные образовательные организации … должны обеспечивать также прием … граждан, …проживающих на закрепленной территории”.
– Закон в этом случае имеет приоритетное значение. Директор поступила правильно, использовав все возможности для того, чтобы создать условия для приема детей, которые пришли учиться по месту жительства, – подчеркнул министр.
Между тем в законе есть и другое: учет детей-школьников, а также закрепление школ за конкретными территориями – полномочия местных властей (ст. 9 ФЗ “Об образовании в РФ”). Внимание, вопрос: почему же “крайней” в этой истории оказалась директор?
Родители учеников школы № 76 направили в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова письмо с просьбой заступиться за Надежду Равлюк и заявили, что сами готовы оплатить штраф. Между тем прямо у стен школы возводится еще один жилой комплекс.
Официально
Система школьного образования выстроена так, чтобы равномерно охватывать стопроцентной доступностью все территории без исключения, сообщили “РГ” в министерстве просвещения.
– Каждый территориальный орган управления образованием обязан следить за тем, сколько у него в школах мест и как они распределены. Прием в школу ведется соответственно до заполнения всех мест и не более, – прокомментировали в ведомстве. – Кроме того, в стране полным ходом ведется беспрецедентная по своим масштабам программа строительства новых школ, которая поддерживается из федерального бюджета. Это не менее 1300 школ “накопительным” итогом с 2019 по 2024 год и пять видов консолидированных межбюджетных субсидий плюс две субсидии в рамках нацпроекта “Образование”.
Также в ведомстве отметили: начиная с 2021 года регионам предоставляется новая, “демографическая” субсидия по созданию учебных мест в связи с ростом числа школьников. В федеральном бюджете на это предусмотрено более 234,7 миллиарда рублей. Нет ни одного региона, включая Новосибирскую область, который бы не был охвачен этими программами.
Комментарии
Надежда Вавилина, социолог:
– В последние годы в Новосибирске интенсивно строились новые микрорайоны экономкласса. Социальные учреждения за этим темпом не успевали. Очевидное решение проблемы – строительство новых школ. Сейчас все чаще становится обычной практикой, когда застройщик жилого квартала сразу же в комплексе возводит школу или детский сад.
Другое направление – оптимизация уже работающих учреждений: капремонт, перепланировка помещений и присоединение вечерних, уже менее востребованных, школ. Есть еще один момент. В центре Новосибирска рядом работают две школы: в одну выстраивается огромная очередь, а во второй – недокомплект и устойчиво низкие результаты. Нужно повышать качество образования.
Лидия Цимбал, директор школы № 8 г. Краснодара:
– Столица Кубани растет просто стремительными темпами, поэтому некоторые школы, особенно расположенные в новых спальных микрорайонах, переполнены. Есть определенные нормативы наполняемости школ и классов, за несоблюдение которых директора могут оштрафовать. Но и ребенка мы не можем оставить без образования. Как быть?
Если классы переполнены, обращаемся в департамент образования, где имеется информация и о количестве детей в каждой городской школе, и о наличии свободных мест. И департамент помогает родителям с выбором другого учебного заведения, расположенного желательно неподалеку от места жительства ученика. В любом случае выход будет найден. В подобных ситуациях нужна мудрость директора и руководства муниципального органа образования.
Тем временем
Звонок на перемену
Ольга Медведева, “Российская газета”, Екатеринбург
В самом молодом районе Екатеринбурга – Академическом – появились сразу две новые школы. Но проблемы у города остались. В новых районах детей и молодежи зримо больше, чем в старых кварталах. И здесь предсказуемо не хватает школ и детских садов. Учеба в две смены, первые классы до буквы “Х”, школьники, которые вынуждены ездить за тридевять земель на общественном транспорте, – таких историй много. Скорость строительства инфраструктуры гораздо ниже, чем темпы возведения жилья, отсюда и проблемы.
Но в этом году ситуация наконец должна измениться: 1 сентября звонки прозвенят сразу в двух новых школах, на 1100 и 825 учеников.
В муниципальном департаменте образования обещают: “Все дети Академического в этом году точно будут устроены в своем районе, в другие районы детей возить не понадобится, открыли нужное количество дополнительных мест. Восемь школ примут первоклассников”. Даже 120 свободных мест осталось! Правда, от второй смены в районе пока избавиться не смогли. Надолго ли установился баланс, тоже непонятно: активное строительство продолжается, в ближайшие годы население района может удвоиться.
По-другому формируется дефицит школьных мест в центре города. Там расположены “статусные” школы, куда родители стремятся записать детей из разных районов, прописывая их в квартирах дальних и ближних родственников. Так сделала, например, Ольга, мама учениц третьего и восьмого классов.
– Мы были приписаны к маленькой школе без спортзала. Там нас не устраивали ни состояние здания, ни уровень образования. Так что прописали девочек у бабушки и дедушки, теперь они ездят в английскую школу, – рассказывает родительница.
Нехватку школ чувствуют жильцы новостроек, которые точечно воткнули в старую застройку. В своде градостроительных правил, принятых в Екатеринбурге в 2021 году, указано: на 1000 жителей должно приходиться не менее 114 мест в общеобразовательных организациях. Причем школа должна быть не дальше полукилометра от дома. Эта цель пока не достигнута.
Капчашмапча
Да понятно и без этого кто виноват, разный уровень образования и материальной базы виноват. Кто захочет в 17 школу если есть возможноть пойти в первую.. Вопрос риторический. Ребенок с пропиской в центре каким-то образом становится лучше ребенка прописанного на Севере.. Считают метры до подъезда…
Кабы каждая школа была обеспечена как губернаторские лицеи и 1-3 школы, проблем бы и не было.
Убрать со всех этих учебных заведений название “лицей” “гимназия” и прочие регалии, как сделали в Москве, и унифицировать программу.. Для особо ярых, создать в городе 3-5 платных частных школ, которые смогут называться хоть лицей, хоть гимназия, хоть школа волшебников.
Горожанка
На самом деле, детям, прописанным в центре не повезло еще больше. Все приличные школы в этом районе приобрели статус гимназий и лицеев, а на них принцип “прописки” не распространяется. Приписная школа для центровиков находится у черта на рогах, на Тухачевского, почти у губернского моста. А если хотим поступить в находящиеся рядом 1, 2, 3, 4, 38 то это те еще танцы с бубном.
В Ульске всех дирекооров можно штрафовать, но не они причина создавшейся ситуации
С одной стороны-если открыть дополнительные классы, то где взять учителей, помещения. С другой стороны- если нет помещений, значит будет вторая смена, а она никого не устраивает.
С третьей-родители отдают часто детей конкретным учителям в конкретные школы,особенно в 1-е классы и согласны на любое количество детей своем классе.
Но всегда виновата будет школа, потому что все так привыкли.
?
Что значит отдают конкретным учителям? Набирайте гувернанток, репетиторов и оплачивайте самостоятельно, а не пихайте в общеобразовательную школу свои требования и хотелки!
Вообще в статье смешали теплое с мягким и вы продолжаете в том же духе! 33 параллельных первых класса и все по месту жительства? Никогда не поверю.
Пройдитесь по центральным школам. Откуда только детей не возят. Отсюда и пробки и нарушения ПДД! Дети с закрепленной территории пешком до школы добираются, центр с утра одна сплошная пробка.
Считаю что директор осталась “крайней” вполне заслужено. Люди – новая нефть. Каждый ребенок для школы – реальные деньги. Надо умерить аппетиты, принимать по месту жительства. Если есть недобор – по конкурсу.
Беспрецедентная по своим масштабам программа строительства новых школ это вообще запредельный черный юмор, на мой взгляд.
Если бы конечно все силы на строительство церквей, на обворовывание, лишение, граждан благоприятной окружающей среды были бы направлены на строительство школ, дворцов творчества… Не вижу подобного.
Репетитор
Разницы большой между учениками лицеев, гимназий и обычных школ нет, судя по знаниям. Всё зависит от способностей детей, их мотивации и трудолюбия.
+
Есть разница между учителями. Правильно выше написали, что пытаются попасть к определенному учителю (так же, как к определенному врачу, к определенному мастеру на СТО и т.д.). Сейчас такие неграмотные учителя, ошибка на ошибке, плюс отсутствие эрудиции. К таким страшно ребенка отдавать.
Железный дровосек
Те, кого государство не просило рожать.
Я
Виноваты родители. Государство не просило их рожать.
в школе такому счас учат.
обалдеть.а с 1.09.еще хуже станет.как в казарме.
Взгляд
40-45 детей в группах детских садов, кто ответит?
О садах.
Где 40-45 детей?
В Заволжье Верхняя – недобор. БЗ – недобор. Группы закрывают. Все рвутся в типо престижные сады, пихают детей в группы 45-м по списку! Идите в маленькие сады. Места есть, численность меньше, порядку больше. И ребенку будет комфортнее, меньше народу – больше кислороду!
неправда
В нашем садике на ВТ при положенных 15 детях в группе было 36. И все набирали и набирали каждый год. Начинали с 25.
Соня
233 сад
Из пустого в пустое
У нас районы новые растут .
Новастроек нашлёпали .
А школ ,дед садов,и больниц мало .
Садик 258
Оштрафуйте, новая деректриса хлеще Петраш развернула деятельность!!!!
В.Л.
Основа школы семья. Но у нас из 100 через год 70 % разводы. А школы , классы, важно , но все это регулируемо.
Патриархальная была семья-
Основа быта -государства
Но вот вползла в семью змея
И ядом отравила все пространства.
Все было тихо, постепенно
Никто не видел в сем грозы
Но выросла однажды Гидра
И выползла из темной Тьмы.
Малышка была так прекрасна
Но стала Змеем иль Гидрой
Теперь готова наши семьи
Все увести во Тьму с собой.
Чтоб люди стали тоже змеи
Чтобы шипели все на всех
И так пришло на Землю руссов
Воинство змей вместо людей.
Теперь все мужи разобщены
А жены требуют свое
И нет любви к природе вольной
Одно чужое все гнилье.
1.08.2022 г.
Кирпича не хватает на новые школы
Домики то мы построим. Да повыше. Бараки то мы снесем и еще домики построим. Решается здесь все просто как бутерброд. Строить надо дом-садик-школа… Или 1-ый этаж дома будет садик(льготный) , а не где 20-ку каждый месяц за ребенка !!!!!!!
Соня
85 школу проверьте. ученики, скоро в 3 смены учиться будут
Как-то так🤔
Скажу Вам, что 20 сад все два корпуса переполнены. В каждой группе по 36-42 ребёнка по списку. Возят с Лаишевки детей (когда в Лаишевке свой садик есть) . Возят из микрорайона Репино. Заведующий садом говорила, что если не возьмёшь ребёнка, с Управления образования говорят, не устраивает увольняйтесь. А в других районах есть недоборы в садах. Старые микрорайоны повзрослели, и там сейчас нет столько детей. Нехватка там, где отстраивают новые микрорайоны, где покупают квартиры молодые семьи.
Многие специально делают прописку, которая относится к определённой школе.
Александр
Я тоже отец. Сын учится… я считаб, что 1. Снимить шильдик гимназия-лицей это бред. 1-я школа всегда пристижнее 27- й иди 15-й. В 1й школе благ/денег на одного ученика будет ВСЕГДА больше чем в 15-й. Это мат помощь родителе за поступление, чпонсорская помошь, более пооное финансирование и процие ништяки из бюджета. Учителя в лицеях/гимназиях получают более высокую ЗП, а значит есть конкурс и отбор, т.е. ответственность и КАЧЕСТВО. Но жонглиррвание приставками – бред. Вот есть 38 школа – хорошо всем известная. Тут не кровати переставлять надо, а клоунов на уровне выше школ лицеев менять. А это сложнее.
Александр
Нужно признать, что качественное образование не всем доступно, а 3-5 бездельников тормозят класс. Решение? После 4 класса разделить всех по уровню… ниже уровень переведём из класса А в класс Б, выше, можешь перейти в другой класс, уровнем выше. 2 спец школы, лицеи, гимназии НУЖНЫ для способных детей. Например с 7-8 класа. Я сам учился в обычной школе и Городском лицее при УлГТУ. Разница огромная. Школа – камера хранения. Не ходишь, не учишь – на тебе 3. А то в Упралении образования накажут директора, завуча, классного и учителя по предмету. Остальнм 1 к оценке. В итоге -золотая/серебрянная медаль и нужны Репетиторы для поступления в Политех или УлГУ(опыт моих одноклассников) В лицее – вступительные экзамены, кто не тянет – назад в школу. Я нормально, без доп вложений поступи в Политех.
Александр
Я тоже отец. Сын учится… я считаб, что 1. Снимить шильдик гимназия-лицей это бред. 1-я школа всегда пристижнее 27- й иди 15-й. В 1й школе благ/денег на одного ученика будет ВСЕГДА больше чем в 15-й. Это мат помощь родителе за поступление, чпонсорская помошь, более пооное финансирование и процие ништяки из бюджета. Учителя в лицеях/гимназиях получают более высокую ЗП, а значит есть конкурс и отбор, т.е. ответственность и КАЧЕСТВО. Но жонглиррвание приставками – бред. Вот есть 38 школа – хорошо всем известная. Тут не кровати переставлять надо, а клоунов на уровне выше школ лицеев менять. А это сложнее.
Логично
Понастроят по сто 24-этажек на пятачке в старых районах, а виноват будет директор школы.
Oдносельчанин
Как у нас там, отремонтированно-оптимизированная школа №43 себя чувствует? Небойсь готовится к приёму 1 сентября детей из “Новой жизни”!