В 2023 году в России должна в полном объеме заработать единая медицинская информационная система. Отрасль здравоохранения цифровизируется, начиная от ведения электронных карточек пациентов и заканчивая возможностью анализа качества проводимого лечения. Однако по факту врачи вынуждены выполнять двойную работу – заполнять бумажные формы и уже затем переносить данные в электронный вид. Эксперты говорят, что проблема кроется в разрозненности действий по созданию РМИС, – разработанные разными компаниями сегменты не интегрируются в единую систему. Проблеме добавляет и то, что в условиях ухода с российского рынка многих игроков ИТ-сферы ПО не обслуживается и не обновляется. И все это в условиях отсутствия покрытия интернетом, низкой скорости соединения, нежелания медперсонала старшего возраста вникать в новые технологии. Надо ли говорить, насколько в и без того работающей “на грани” медицине РМИС сейчас серьезно усложняет жизнь специалистам. Мы уже начинали разговор об этой проблеме ранее – сегодня поговорили с законодателями/медиками.

В 2012 году в Ульяновской области началась опытная эксплуатация регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения. Указом минздрава техническую поддержку РМИС обеспечивает областной медицинский информационно-аналитический центр, сопровождает систему Минздрав региона.

Через РМИС ведется запись на приём к врачу в электронном виде, удалённая запись из одних медицинских организаций в другие, формируются электронные медицинские карты больного, ведется персонифицированный учёт оказания медицинских услуг, формирование отчётности, функционирует система персонифицированного учёта медикаментов, ведется автоматизированный учет, отслеживается движение медикаментов и обеспечивается в случае необходимости их перераспределение. Пользовательской оболочкой РМИС является портал “Доктор 73”.

Разработчиком программы является казанское ЗАО “Витакор”. Стоимость технической поддержки и доработки РМИС в год обходится бюджету в 7-8 млн рублей – это оплата за техническое сопровождение, обслуживание, доработку всей системы в соответствии с требованиями Минздрава РФ.

По данным сайта госзакупок, за 2022 год областной медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ)  потратил на РМИС более 33 млн рублей.  Ведомство заключало контракты на техническую поддержку системы (4,5 млн  рублей, ЗАО “Витакор”), в том числе сегмента “Лабораторные исследования” (6,5 млн рублей, ООО “Скайлит”). На 22,6 млн рублей с ООО “Фармасофт” был заключен контракт на внедрение и сопровождение медицинской подсистемы, предназначенной для автоматизации контроля движения лекарственных препаратов и медицинских изделий в медицинских организациях. В конце 2021 года МИАЦ дважды объявлял тендеры на 13,8 млн рублей на создание подсистемы “Региональный акушерский мониторинг”, однако на конкурсы не было подано ни одной заявки.

Оперативно в Минздраве не смогли прокомментировать, какие в целом работы в этом году проведены в регионе для внедрения РМИС, сколько средств и по каким направлениям потрачено, и что в практическом смысле получили врачи и пациенты от внедрения данной системы. Ответ на запрос опубликуем дополнительно. Комментарий бывшего министра здравоохранения региона Александра Гашкова также получить не удалось.

Депутат Госдумы РФ Алексей Куринный комментирует, что проблема кроется в разрозненности действий регионов по созданию РМИС. Разработанные разными компаниями сегменты не интегрируются в единую систему, во-вторых,  в условиях ухода с российского рынка многих игроков ИТ-сферы ПО не обслуживается и не обновляется:

РМИС – это перспективная и нужная система, которая объединяет записи врачей, карточки, анализы, протоколы и предусматривает возможность контроля и коррекции лечения, анализа его качества, хотя пока что этот функционал не применяется. Система создавалась в 2012 году, но частями. Каждый регион сам объявлял конкурсы, создавал отдельные сегменты. Однако при интеграции блоков оказалось, что сегменты не стыкуются. Кроме того, с рынка ушла часть обслуживающих систему компаний, теперь ее поддерживать некому. Систему нужно было делать централизованной, так как сегодня огромное количество организаций не могут друг с другом договориться. В итоге техника не тянет, ПО не обновляется, медперсонал старшего возраста не хочет и не может работать в этой системе, что особенно актуально для сельских территорий. Полностью система должна заработать в 2023 году. Сейчас вся проблема заключается в её обслуживании и объединении, также остаются не покрытые интернетом территории. Только на интеграцию, по моим данным, было потрачено около 45 млрд рублей, что не предел, но отчего можно было отказаться на начальном этапе при централизованной разработке. Сейчас что-то придется создавать с нуля, где-то искать замену.

Депутат Заксобрания, офтальмолог Мария Рогаткина отмечает, что в нынешней ситуации РМИС усложняет жизнь специалистам, которые вынуждены выполнять двойную работу – заполнять бумажные формы и затем дублировать данные в электронный вид:

– РМИС, безусловно, удобна. Система не только позволяет вести электронные карты, статистический учет принятых пациентов, но и классифицировать их по дате рождения, дате прихода, диагнозам, фиксировать смертность и тд. Каждый врач имеет доступ к РМИС, и когда система прогружается и исправно работает, то он видит количество записанных на прием пациентов, так как система самостоятельно выстраивает расписание, видит все записи врачей о состоянии здоровья пациента, лабораторные результаты, что позволяет опираться в своей работе на объективные данные коллег. Система была создана для облегчения жизни врачам, однако по факту сейчас ее лишь усложняет. Региональная медицинская система не обновлялась уже более 4 лет. Сейчас РМИС выглядит как Windows 1992 года – это доисторическая программа, которая долго прогружает вкладки и может подвисать до целого дня. Минздрав требует, чтобы врачи вели все в электронном виде, а они просто не могут, так как карточка пациента загружается по 20 минут и никто на приеме столько ждать не будет.

Для того, чтобы РМИС работала быстро, нужен высокоскоростной интернет. Почти в каждой районной больнице проведено оптоволокно, но либо сеть перегружается, либо скорости интернета не хватает. В итоге регистраторы записывают все данные к себе в тетрадку и только уже потом эту тетрадку перебивают в электронный вид. То же самое происходит на приеме у специалиста. Также у РМИС есть большая проблема с большим объемом базы данных, так как каждый житель после обращения оставляет цифровой след. Базу и саму систему необходимо обновлять, однако региональная медицинская система не обновлялась уже более 4 лет. В Ульяновской области РМИС обслуживает казанская компания и с нашими специалистами проводит только удаленные онлайн-консультации. В регионе много крупных ИТ-компаний и непонятно, почему Минздрав не может хотя бы попросить их проконсультировать по этой системе, заказать доработку программного обеспечения или подбор подходящего ПО. Однако в условиях общего недофинансирования, нехватки лекарств и необходимости обновления и закупки техники, РМИС для Минздрава пока не приоритет. Вот и реалии жизни, что врачи заполняют бумажные формы, а когда удаётся запустить программу, стопками перезабивают информацию с приёмов в электронную систему.