Вчера сообщество “Ассоциации архитекторов” опубликовало текст, в котором собраны мнения 12 экспертов о судьбе территории Суворовского. Практически параллельно на штабе о необходимости обсуждения заявил и губернатор Алексей Русских. Будем считать это началом большого разговора.

Тема: о кулуарности обсуждений концепции развития территории Суворовского училища

В ноябре 2021 г. на имя Губернатора Ульяновской области А.Ю.Русских было направлено письмо-обращение от общественности (57 подписей) с краткой информацией о 9-ти летней истории обсуждений темы интеграции территории Суворовского (бывшего танкового) училища в городскую среду и предложениями по её развитию.

В декабре того же года был получен ответ за подписью и.о. первого заместителя Председателя правительства УО А.С.Тюрина, в котором предлагалось обсудить данный вопрос на Градостроительном совете.

Далее, более чем на полгода, тема ушла в закулисье и появилась в СМИ только в конце июля.

Территорию Суворовского отдают городу. Начало разговора о дальнейшей судьбе: питерская команда презентовала творческий кластер

Что возвращается городу. Фотопрогулка по территории Суворовского

В кадетских корпусах пока планируют “молодежную киноидустрию”. Начинаем дискуссию о судьбе площадей Суворовского училища

Поддерживая публикации медиапортала «Улпресса», журналисты которого осветили тему закрытости обсуждений реновации территории Суворовского училища и перепрофилирования здания Кадетского корпуса, Ассоциация архитекторов, в свою очередь, предлагает к прочтению мнения известных историков, краеведов, журналистов, работников культуры, скульпторов, архитекторов г.Ульяновска.

Татьяна Захарычева, журналист:

Если территорию суворовского училища, действительно, передадут городу, то появится уникальный шанс сделать центр Ульяновска куда более интересным и удобным. Но для этого необходимо открытое, честное и обязательно профессиональное обсуждение темы. Большой вопрос, создаст ли власть площадку для такого обсуждения. Пока не похоже, что она в этом заинтересована. Ведь с самого начала дело повели партизанскими методами. Ульяновцы и знать не знали о договоренности с Минобороны, а в город по приглашению правительства уже приехала питерская команда с готовым креативным проектом, от которого отказались на Ленфильме. Ребятам интересно это приглашение только потому, что у них есть «незакрытый гештальт», то бишь неудовлетворенная потребность, сказал в интервью руководитель проекта. На уникальную для Ульяновска, буквально напичканную историей, территорию питерцы смотрят как на банальную заброшку. Про богатую историю этого места сторона приглашающая (ульяновское правительство) им, видимо, не сочла нужным сказать.
Вообще на «старте» этого проекта много и небрежности, и пренебрежения к городу и людям, которые в нем живут. Власть полностью проигнорировала факт, о котором она не может не знать: на протяжении многих лет культурное сообщество Ульяновска добивалось открытия двух улиц, которые в 60-70-е годы оказались за забором танкового (а потом суворовского) училища, говорило о возможностях, которые откроются перед городом, если территория за забором станет частью исторического центра Ульяновска. Были конкретные идеи, предложения. По этому поводу написаны десятки (если уже не сотни) писем в Минобороны, в правительство – федеральное и региональное, в Госдуму, много куда. Есть среди этих писем обращение лично к губернатору Русских. Под этими письмами стоят подписи известных градостроителей, архитекторов, историков, краеведов, музейных работников – людей, которые знают хорошо город, его историю, его потребности. Как-то тревожно, что всё это так откровенно отминусовали.
И все-таки хочется надеяться на лучшее. На то, что военные на самом деле вернут часть исторического центра городу (пока только разговоры), что будет открытое (и обязательно профессиональное!) обсуждение проекта обустройства этой территории, что все будет для людей. Городу однозначно не хватает интересных общественных пространств.

Антон Шабалкин, архивист:

Отдавать ценный архитектурный памятник с богатейшим военно-историческим прошлым на откуп молодёжным субкультурам — преступная глупость. Питерским «кривотивщикам» стоило бы сперва поинтересоваться историей вопроса, прежде чем пиарить свои сомнительные прожекты. Мы почти десятилетие говорим о музеефикации территории и открытии улиц, привлечении для этого властных решений и федеральных средств. А вместо этого там малограмотная «пацанва» собирается делать «киноиндустрию» на коленке.

Вячеслав Егоров, председатель историко-архивной комиссии:

Сегодня, когда данный вопрос переходит в практическую плоскость, я считаю самым разумным решением передать историческое здание областному Краеведческому музею, который в настоящее время практически задыхается на своих скромных площадях в здании на Венце. Его богатейшие коллекции, которые ныне недоступны для посетителей, при расширении музейных площадей предельно интересно, ярко и увлекательно представят многостороннюю и богатую историю нашего Симбирского-Ульяновского края.

Кроме этого я считал бы целесообразным в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и 110-летия Первой мировой войны  создать, как вариант – в составе самого Краеведческого музея,  еще и музей под условным названием «Симбиряне-ульяновцы на защите Отечества», в экспозиции которого отразить участие симбирян-ульяновцев во всех войнах и боевых операциях, которые обеспечивали в истории и в настоящую эпоху суверенитет и безопасность нашего Отечества. Такой музей был бы ярким подарком области и всей России, важным ресурсом воспитания патриотизма и любви к нашей Родине подрастающим поколениям. Пусть не все экспозиции окажется возможным создать к юбилеям, но начать эту работу и реализовать хотя бы часть проекта – было бы здорово. По информации, которой располагаю, такие музеи в России есть пока в Туле и Нижнем Новгороде.

Серьезные трудности из-за тесноты выставочных площадей существуют и у областного Художественного музея, который находится на втором этаже того же здания-памятника на Венце. И в случае переезда Краеведческого музея экспозиции Художественного музея смогли бы удвоить свои экспозиционные площади. Да, их опять ему будет отчасти не хватать, но я предложил бы предусмотреть в здании бывшего суворовского училища определённые площади для постоянно действующей галереи современного искусства, как филиала Художественного музея.

Что касается других зданий и площадей этой территории, то поддерживаю звучащие сегодня предложения о размещении здесь учреждений культуры, спорта и досуга для молодежи, набор которых целесообразно вынести на общественное обсуждение. И категорически возражаю против превращения этого исторического легендарного для нашего края места в банальные «торговые площади».

Дмитрий Нецветаев, архитектор:

Нет пророка в своём отечестве.

Для Ульяновска этот печальный тезис Заратустры стал уже привычными «граблями». Их подкладывают горожанам при каждом удобном случае. Освобождение территории Суворовского училища – очередной пример, с привлечением питерско-московской команды здесь планируют сделать творческий кластер с центром молодёжной киноиндустрии. Куратором проекта стал Никита Рогов, 33-летний петербуржец и театральный продюсер.

Нечто подобное Никита уже делал в Питере при поддержке Ленфильма. Правда там ничего не получилось, но с нашими чиновниками – акулами кинобизнеса, конечно же всё будет иначе. К тому же современное российское кино – это национальная гордость, легко затмевающая воинскую и историческую славу Симбирского Кадетского корпуса, гвардейского танкового училища и Краснознаменного гвардейского Суворовского училища.

Не забудьте: Никита — театральный деятель и, видимо, знает как перевоплотиться в градостроителя. Его слова: «Мы будем помогать управлять как менторы, не напрямую.» Ну, а на кого ещё надеяться? На архитекторов-активистов, которые 9 лет бьются-бьются – никак не добьются логичного и законного решения по этой спорной территории. За это время Минобороны уже привело к аварийному состоянию прекрасные здания – памятники исторического наследия.

Я, если заболею, пойду в театр. Попрошу актёра перевоплотиться во врача и подлечить меня.

Вот и Ольга Мельникова, помощник губернатора по градостроительству не стала выносить на градосовет решение судьбы этой, очень значимой для города, территории.

Валерия Лосева, заместитель директора Краеведческого музея:

В ситуации передачи здания Суворовского училища (б. Кадетский корпус) с прилегающей территорией городу, хочется поздравить горожан с возвращением исторического памятника и прилегающей территории в городскую среду и выразить благодарность всем борцам за восстановление исторической справедливости.

Это событие будет тем более значимым, если освобождение значительных площадей в центре города позволит решить насущные для  жителей города и области проблемы.

Одной из нерешаемых на протяжении десятков лет проблем являются условия в которых  находятся областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова и областной художественный музеи.  Здание, в котором размещаются оба музея, было достроено к 1916 г. Основные работы производились в условиях Первой мировой и с нарушением технологий. Но за более чем 100 лет здание, в котором с 1918 г. размещается краеведческий музей и с 1932 г. художественный музеи ни разу не было на полной реставрации и постоянно нуждается в ремонте.

Главной проблемой  обоих музеев является катастрофическая нехватка экспозиционных и фондовых  помещений. Применительно к областному краеведческому музею это проявляется в том, что музей на протяжении десятилетий не имеет возможности  для создания экспозиций, раскрывающих все этапы истории края,  не обеспечивает условия  хранения фондовых коллекций, наконец,  не в состоянии предоставить посетителям условия,  соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Визуальная оценка площадей здания бывшего Кадетского корпуса, позволяет предположить, что их прекрасно хватило бы не только  для размещения обоих музеев с созданием всей необходимой современной музейной  инфраструктурой, но и создания в структуре краеведческого музея  отдела в статусе филиала «Музей воинской доблести». В экспозиции отдела на основе богатейшей коллекции оружия мог бы  быть  представлен вклад симбирян – ульяновцев в сохранение российской государственности на протяжении 17 – 20 вв.  и были бы показаны события, начиная с крестьянских войн под руководством Разина и Пугачева, Отечественной войны 1812 г ., Первой Мировой войны, Великой Отечественной войны отражено участие ульяновцев в локальных военных конфликтах.

Обширные площади и полнота использования коллекций позволят создать полноценные музейно-образные экспозиции с широким применением цифровых технологий. Хочу отметить, что самые успешные музеи страны одновременно образовывают и развивают и что сегодня в музей  ходят не только смотреть на экспонаты под стеклом, а претендуют на получение сильных интеллектуальных и эмоциональных впечатлений. Самые популярные музеи мира, как правило,  являются частью индустрии развлечений и влияют на управление туристическими потоками.

Экспертной комиссией при Комитете по культурному наследию идея передачи здания Кадетского корпуса областным музеям была признана наиболее рациональной и стала одним из главных аргументов передачи здания Суворовского училища Министерством обороны РФ городу Ульяновску.

Надеюсь, что прозвучавшее решение о передаче здания под размещение в нем молодежной киноиндустрии, является промежуточным. Окончательное решение должно быть принято на основании широко публичного обсуждения общественными советами и населением города и области.

Александр Варюхин, архитектор:

По большому счету из всей возни вокруг кадетского корпуса меня интересуют только две вещи: – возвращение городу Краснознаменного переулка и ул. Льва Толстого – резервирование территории для развития Пластовской галереи и Театра кукол.

Александр Колтун, директор ОГАУК «Ульяновский театр кукол им. народной артистки СССР В.М.Леонтьевой»:

Как быть? Что делать???

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! Наконец-то сдвинулось с точки принятие решения по передаче городу территории и здания бывшего суворовского училища.

На протяжении последних десяти лет инициативная группа ульяновских архитекторов, краеведов и просто неравнодушных жителей города инициировала передачу исторических зданий и территории суворовского училища в собственность города с целью формирования историко-музейного комплекса, который смог решить проблему сохранности бесценных музейных ценностей краеведческого и художественного музеев и, казалось бы, лёд тронулся. Но, не тут-то было. Перспектива решения проблемы сохранения исторического и художественного наследия переходит в плоскость решения ещё одной, не менее важной проблемы: организация современного молодёжного креативного пространства.

На решение этой проблемы ранее был направлен ресурс комплекса зданий завода «Контактор» и это, на мой взгляд, было оптимальным решением. Действительно, в самом центре города были бы созданы условия для реализации прорывных проектов, связанных с искусством, экологией, экономикой и вообще практических всеми сторонами бытия в целях формирования современных условий жизни и развития города.

Появление в историческом центре города современного музейного комплекса позволит не только сделать максимально доступными для жителей и гостей города действительно бесценные коллекции из запасников местных музеев, но и открыть возможность демонстрации и изучения коллекций ведущих музеев России.

Кроме того территориально к Суворовскому училищу примыкает здание Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой, в котором, в весьма скромных условиях располагается уникальная коллекция механических и театральных кукол. Кроме того в здании всего два зала. Один зал с большой сценой на 179 мест и второй зал на 50 мест с малой сценой. А если часть территории Суворовского училища отдать под создание детского театрального парка-центра, то это внесёт свою лепту в формирования у детей полноценного восприятия театрального искусства во всех его проявлениях.

Возможно, назрела острая необходимость открыто обсудить как саму проблему сохранения и доступности музейных фондов, но и способы решения творческих потребностей сегодняшней молодёжи и будущих поколений ульяновцев…

Вячеслав Ильин, краевед:

Несмотря на то, что я подозреваю о существовании уже принятого решения по этому “лакомому” кусочку городской территории и любое мнение, отличающее от этого решения, будет в очередной раз проигнорировано, высказываю своё мнение.

1) Эта территория должна стать максимально открытой и доступной для горожан независимо от её предполагаемого использования;

2) Ныне в Краснознамённом переулке осталось только два объекта дореволюционной постройки: дом №5 – одноэтажное здание, в советские годы занималось Управлением коменданта Ульяновского гарнизона и дом №6 – трёхэтажное здание бывшего кадетского корпуса. За исключением инженерных коммуникаций, которые следует обновить, эти здания ещё вполне добротные и переживут нынешних инициаторов реконструкции;

3) Здания следует использовать для размещения в них краеведческого музея, который “задыхается” в существующем здании и не имеет возможности использовать в полном объёме свои фонды. В этом плане идей устройства экспозиций по современным требованиям более чем достаточно, было бы место;

В соответствии с этим предложением вся ныне освобождённая территория должна использоваться как музейная зона, зона отдыха и временных выставок. Обязательно должна быть сохранена вся военная техника ещё стоящая во внутреннем дворе училища. Её подбирали не один год и преступно отправлять танки, БТР, ракеты и пр. в металлолом. Или за бесценок спихнуть всяких пройдохам. Естественно, её надо привести в нормальный демонстрационный вид.

4) Ни в коем случае реализация использования зданий и территории не должна быть отдана всяким столичным проходимцам, пропиаривших себя в глазах мало компетентных чиновников. В денежном отношении это обойдётся намного дороже проектов и работы местных специалистов. Что-то сотворив, эти креативные деляги исчезнут, и спросить будет некого.

Ни в коем случае нельзя здесь возводить очередной торговый центр, в котором продавцов будет больше покупателей. Или кинотеатр, число которых в центре города уже избыточно (снос к/т “Рассвет” никого не огорчил и не пробил брешь в нашей “культурной столице”). Или создавать филиал какого-то обжорного ряда, что уже может возникнуть на улице Федерации.

Совершенно бредовая идея создания здесь “кластера киноиндустрии”. Кроме этих двух завлекательных слов, на которые клюют губернаторы с кругозором и знаниями типа бывшего Морозова, за ним ничего не будет. Не только Ульяновского Голливуда, а даже Ялтинской киностудии. Пальцев не хватит, если их загибать при перечислении того, что должно следовать для создания кластера. Пусть наши чиновники разъяснят, что они видят за этими словами, и как это будет развиваться в последующие годы.

Может быть, в Министерстве обороны хватило здравого смысла, и там поняли, что этот участок бы достаточен в 19 веке для кадетского училища, но для современного военного училища этого мало. И поэтому возник вариант передачи его городу. Поэтому думать надо не только об использовании участка сейчас, а с перспективой создания чего-то на 10-15 лет вперёд.

Игорь Смиркин, скульптор:

Основной довод — против! Ульяновск никогда не был кинематографическим! Не было даже начальной базы. Зато Ульяновск и область позиционировались как регион исторический, культурный и научный! Думаю, эти направления и нужно развивать. Это — размещение музейных запасников, создание музеев (музей Клюева и Турской), размещение творческих мастерских для художников, архитекторов и т.д.

Сергей Лаковский, предприниматель:

В кинопроцессе, как производственном процессе, необходимо задействовать огромное количество разнообразных профессий. Вне Москвы и Санкт-Петербурга такую историю организовать невозможно. Даже Екатеринбург с трудом может потянуть. Кого там только не надо! Это просто неэффективно делать у нас. С точки зрения кино, как производственного процесса, абсолютно бесполезная история.

Если просто сделать модное место, чтобы молодёжь тусила, — это получается просто кафешки. А насчёт кино – это нерабочая тема. Это всё работает только в Москве. Они могут периодически выехать, если продюсер считает, что им дешевле куда-то поехать. А если в Ульяновск везти – то это бесполезно. Легче ориентироваться на айтишников-удалёнщиков. Чтобы было модное молодёжное место, коворкинг, офисы какие-то, рабочие пространства.

А так я уже изучал эту тему, она у нас не работает. У нас нет таких специальностей в городе. А всех везти – это невыгодно. Их надо устраивать в гостиницу, платить всем командировочные, начиная от гримёров, костюмеров вплоть до актёров. Стопроцентно невыгодная история, если посчитать все расходы – бессмысленно окажется.

Луиза Баюра, главный научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея:

Сотрудники Ульяновского областного художественного музея с большим воодушевлением узнали о возможном возвращении территории и зданий Суворовского училища городскому сообществу. Поддерживаем желание разместить на площадях Кадетского корпуса «выставку, музей училища, галерею». Попытаемся предложить  реальное воплощение замысла.

В течение нескольких последних лет в стране решается важнейшая задача – создание в регионах многофункциональных культурно-образовательных комплексов.

Такие крупные центры общественной жизни и просвещения должны быть доступны для людей всех возрастов – как старшего, так и подрастающего поколения, молодежи, соответствовать их интересам, запросам. Культурный центр может включать музейные и выставочные пространства, представительства ведущих музеев страны, концертные залы.

Развитие таких комплексов уже обозначено как один из приоритетов Национального проекта «Культура», их значение огромно: для раскрытия культурно-образовательного потенциала региона, для формирования современного культурного пространства, а значит для гармоничного развития общества и самореализации граждан.

В создании культурно-образовательного комплекса важнейшую роль должен играть Художественный музей, коллекция которого основана 125 лет назад и в полной мере отражает своеобразие Симбирского края как центра дворянской культуры Среднего Поволжья.

Однако единственный в регионе Художественный музей –  в то же время единственный в стране областной музей, который не имеет собственного здания для показа уникальной коллекции.

В настоящее время коллекция ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей» составляет около 14 тысяч произведений. Музей имеет три филиала  – Музей изобразительного искусства 20-21 вв. (ул. Л. Толстого,51),  Музей А.А. Пластова (ул. Гончарова,16),  Музей-усадьба в селе Прислониха. Общая экспозиционная площадь составляет 1308 кв. м.

Для коллекции, которой обладает музей – это катастрофически маленькая площадь.

Как следствие:

– Дефицит площадей для музейной деятельности: музей показывает на постоянных экспозициях только около 3 % от общего состава коллекции; ограничены площади для организации выставок.

– Площадь фондохранилищ составляет 200 кв.м. при норме на имеющееся количество экспонатов не менее 1500  кв. м. Отсутствие фондохранилищ, отвечающих современным музейным стандартам, не позволяет обеспечить сохранность фондов музея, что угрожает их состоянию.

Создание в пространстве Кадетского корпуса  Культурно-образовательного центра на базе Ульяновского областного художественного музея позволит развернуть масштабные экспозиции и выставки из фондов музея и даст возможность познакомиться с мировыми шедеврами, которые есть в ведущих музеях страны.

Основные направления деятельности Регионального культурно-образовательного центра на базе коллекции Ульяновского областного художественного музея:

В здании Кадетского корпуса будет создана полноценная экспозиция Художественного музея, посвященная истории искусства зарубежных стран – Италии, Испании, Германии, Франции, Нидерландов, Голландии, Фландрии от античности до начала 20 века. Зрители увидят хранящиеся в фондах предметы искусства Индии, Китая, Японии.

Важнейшей частью станет экспозиция русского искусства, включающая иконопись, деревянную церковную скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство 16-20 веков.

Использование пространства Кадетского корпуса будет способствовать созданию полноценных экспозиций и выставок, снабженных электронной системой навигации, интерактивными панелями и другими современными техническими средствами.

Территории межмузейного, международного сотрудничества:

– Представительство Государственной Третьяковской галереи. Экспозиции выставок ГТГ.

– Представительство Государственного музея искусства народов Востока. Экспозиции выставок, лекции, мастер-классы.

– Экспозиционные залы для сотрудничества с Фондом Гейдара Алиева (Азербайджан), с художественными музеями Республики Беларусь и других стран.

– Специальные помещения для осуществления проекта Виртуального филиала Государственного Русского музея.

Создание тематических галерей и выставочных залов в целях патриотического воспитания детей, подростков, юношества:

– Постоянная экспозиция «История кадетского корпуса» (в партнерстве с Государственным архивом Ульяновской области).

– Галерея «История Воинской славы»:  Отечественная война 1812 года, Гражданская война и Великая Отечественная война в произведениях живописи, скульптуры, графики.  Постоянная экспозиция.

– Галерея  «Народные художники России», где будут представлены произведения В.А. Сафронова, А.В. Моторина, А.Е. Егуткина, П.В. Павлова.

–  Галерея лауреатов Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова.

Создание  галерей, студий в целях привлечения молодых художников различного направления для творческого взаимодействия,  обучения,  пополнения коллекции музея:

– Галерея «Православное искусство» и Школа современной иконописи.

– Галерея декоративно-прикладного искусства и Школа промышленного дизайна.

–  Галерея «АртАрхитектура»: выставки проектов, встречи с архитекторами (в партнерстве с Ульяновским государственным техническим университетом, Ульяновской организацией Союза архитекторов России).

– Лаборатория актуального искусства. Экспозиционный зал и дискуссионная площадка для молодых художников.

– Кинозал «Видеоарт».

– Студия «Фотография 21 века». Выставки, мастер-классы.

– Экспериментальная студия «Цифровое искусство».  Компьютерная графика, дизайн. Выставки, мастер-классы  (В партнерстве с Творческим союзом художников, Москва).

Создание  условий для работы с детьми, посетителями серебряного возраста и людьми с ограниченными возможностями:

– Детская студия «Академия музейного образования»  (в партнерстве с Ульяновским государственным педагогическим университетом имени  И.Н. Ульянова).

– Постоянно действующая сменная  экспозиция детского рисунка.

– Лекционный зал, оснащенный интерактивной панелью для работы со слабовидящими и слабослышащими  людьми.

– Специальная экспозиция для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Музейные службы:

Хранилища произведений искусства, включая залы открытого хранения;

Научно-реставрационный центр;

Библиотека по искусству с общедоступным читальным залом;

Конференц-зал;

Кино-концертный зал;

Электронная экспозиция (сенсорные киоски, навигаторы);

Арт-магазин: продажа сувениров, книг по искусству;

Арт-кафе;

Багетная мастерская.

Реализация столь масштабного замысла вполне возможна при организации и использовании уникального памятника истории Симбирского края, каким является здание Кадетского корпуса.

Олег Владимиров, архитектор:

Что делать в ситуации, когда предложения общественности игнорируются и диалог с властью отсутствует? Написать очередное письмо Губернатору примерно такого содержания?

Уважаемый Алексей Юрьевич,
предложения о том, как общественность видит развитие территории Суворовского училища Вам уже направлялись. Сложилось впечатление, что Вы нас не услышали.

За 9 лет междисциплинарной командой из краеведов, историков, архивистов, архитекторов, журналистов, юристов, работников культуры, художников, скульпторов и др. профессионалов по собственной инициативе, на волонтёрской основе столько написано и сказано, что и добавить нечего.

Был момент, когда казалось, что власть услышала и стал налаживаться диалог.

Письмо Губернатору Ульяновской области А.Ю.Русских от общественности

Ответ Правительства Ульяновской области на письмо Губернатору по территории Суворовского училища

Но нет. Вектор открытого диалога снова перешёл в плоскость закрытых встреч и личных договорённостей.
Видимо, у новой команды, которая пришла вместе с Вами, нет желания
учитывать мнение людей, которые здесь живут. Кулуарно решать вопросы гораздо удобнее.

Тем не менее,  на новом этапе развития ситуации с территорией Суворовского училища предлагаем диалог с общественностью возобновить и обсудить как предложения разработчиков центра креативных индустрий, так и предложения профессионалов.

Если уж ставить задачу по развитию исторической территории города, то запредельную по своим масштабам и великую по смыслам.
А креативный кластер – это мелко. Кадетский корпус — объект культурного наследия федерального значения. И создавать нужно культурно-образовательный центр с музейно-театральным кварталом федерального уровня.

P.S.  Ассоциация архитекторов 73 региона открыта для мнений и дискуссий