Власти Ульяновска начали отчитываться о первых итогах реформы общественного транспорта – сейчас это перевод 13 маршрутов на регулируемый тариф и закупка 10 автобусов средней вместимости “СИМАЗ” для двух направлений. Планы у мэрии грандиозные: приобрести в лизинг 150 автобусов, за 2023 год перевести все маршруты на регулируемый тариф и обеспечить 100% покрытие общественного транспорта возможностью бесконтактной оплаты проезда. Однако пока эти заявления ничем, кроме принципиального согласия от губернатора Алексея Русских, не обеспечены. Остается неизвестным (или несказанным), по какой финансовой модели городские чиновники намерены приобретать подвижной состав, из каких средств компенсировать выпадающие доходы,  и сможет ли “СИМАЗ” изготовить такую крупную партию автобусов.

От “Газелей” останется треть

В 2023 году власти рассчитывают, что все 57 автобусных маршрутов в Ульяновске на конкурсной основе перейдут на регулируемый тариф. Это означает контроль качества пассажирских перевозок (например, штраф за каждый сорванный рейс) и предсказуемый тариф, который будет определять город, а не частный перевозчик на заявительной основе. В проектах контракта для потенциальных перевозчиков МКУ «Организатор пассажирских перевозок» закладывает два основных требования. Во-первых, обеспечение 70% подвижного состава маршрута автобусами средней и большой вместимости. Во-вторых, установка в каждой единице транспорта валидатора для безналичной оплаты за проезд. Сейчас таким способом на транспорте совершается 60% платежей. При этом перевозчику “из-за сложной экономической ситуации” разрешат оставить в автопарке до 30% “Газелей”, которые по заверению власти пустят на не самые популярные и заполняемые пригородные и садоводческие маршруты. Сейчас на все линии выходят около 560 автобусов.

Саму реформу разделили на три этапа. На первом этапе, с июля, перевели на регулируемый тариф самые популярные маршруты – №1, 13с, 20, 26с, 30э, 31, 36, 65, 66, 73, 91, 92 и 95 . В начале 2023 года переводятся маршруты №4, 10, 28 и 38. Договоры заключены с ООО «БНК» супруги бывшего директора ПТП-1 Михаила Рожкова, ИП Владимиром Горюновым, АО «ПАТП-1» и «УЭТ». По 68-му на следующей неделе состоятся повторные торги.

На втором этапе на регулируемый тариф переведут 21 маршрут, на третьем – оставшиеся 18 маршрутов. 70% этого сектора могут занять государственные и муниципальные предприятия, заявляют в администрации города. Сейчас готовятся документы планирования.

– 2023 год будет переходным, когда мы двумя этапами переведём на регулируемый тариф с подвижным составом среднего или большого класса ещё 21 и 18 маршрутов соответственно, охватив весь рынок городских автобусных перевозок. При этом мы не собираемся убирать принадлежащий частому бизнесу малый класс автобусов, который показывает должную рентабельность при обеспечении транспортной доступности, например, пригородов или садоводческих товариществ, – заявил директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок»  Владимир Фадеев.

Переход от “Газелей” к “СИМАЗам” МКУ намерено осуществить через закупку в лизинг 150 автобусов средней и большой вместимости.  Основным оператором по обслуживанию городских маршрутов станет ПТП-1. Все автобусы для предприятия будут закупаться изначально соответствующими условиям проводимых администрацией торгов. 50 единиц до конца года и еще 100 новых автобусов до мая 2023-го. На ПТП-1 уже начался набор водителей: при наличии прав категории D обещают зарплату до 60 тысяч рублей, переобучение и аренду жилья, если соискатель иногородний.

– ПТП-1 само будет оценивать свои риски, на какие маршруты заявляться. Это планы руководства.  Мы приветствуем всех перевозчиков, которые готовы остаться на рынке, вкладывать деньги в обновление подвижного состава, строить свои ремонтные базы. Пока же есть перевозчики, у которых нет даже своих транспортных средств – они арендуют автобусы с водителями. Из-за этого поступают жалобы на срыв рейсов. Перевозчики прямым текстом говорят: штраф в 10 тысяч рублей в квартал – не та сумма, которая может повлиять на изменение качества перевозок. А вот в рамках договорных отношений уже за каждый срыв будем накладывать на перевозчика  штрафные санкции, – заявляет Фадеев.

Какие финансовые инструменты будет применять ПТП-1 для реализации этой инвестиционной программы, директор предприятия Кирилл Жуков раскрывать не стал. Фадеев ответил за коллегу:  это участие в федеральных программах с процентами по лизингу; во-вторых, область рассматривает возможность продления программ покупки автобусов со скидкой за счет компенсаций из бюджета. Напомним, в июне в своем отчете за год работы мэр Дмитрий Вавилин говорил об обновлении пассажирского транспорта на общую сумму 2,4 млрд рублей.

Стоимость проезда станет “справедливой”

В августе -сентябре проезд в маршрутках повысят до 28 рублей. С соответствующим заявлением в администрацию города обратились несколько частных перевозчиков. Сейчас обоснованность повышения цен проверяет прокуратура и Агентство по регулированию цен и тарифов.  Фадеев данную ценовую планку считает справедливой и обоснованной:

– В справедливой цене за проезд участвуют бюджет, средства предприятия и граждан. Тарифная политика, которая будет меняться, будет предусматривать комфортные условия для перевозчиков для закупки нового подвижного состава, строительства ремонтных баз и тд. Мы уже получили от ряда перевозчиков заявления о поднятии тарифа. Речь идет о 28 рублях, раньше говорили о 30 рублях. Максимальная планка в 28 рублей удобна для жителей. В рамках договорных отношений перевозчики не смогут поднимать эту стоимость в ночное время и тд.

Сами перевозчики называет пассажирские перевозки самым нерентабельным бизнесом. ИП Владимир Горюнов говорит об экономически обоснованном тарифе в 38 рублей:

– Автобусы подорожали в 2 раза, до 12 млн рублей. При размере тарифа в 25 рублей они не окупятся никогда. Стоимость проезда в Ульяновске держится на нынешнем  уровне только благодаря частному бизнесу. В пандемию мы пошли на снижение и весь период проездили по 20 рублей. Сейчас будем смотреть, какие условия нам предложит администрация. Можем и демпинговать цены регулируемых маршрутов,  – заявляет Горюнов. 

Выпадающие доходы перевозчиков мэрия частично берет на себя. Сейчас годовой лимит на один маршрут составляет около 100 тысяч рублей.

– Возможности бюджета ограничены. Мы понимаем, что перевозчик сам принимает решение выходить на аукционы исходя из наших условий. Рядом наших аукционов заинтересовались иногородние перевозчики, которых мы бы не очень хотели видеть. Мы хотим работать с нашими перевозчиками. В рамках этих лимитов – это областных средства – перевозчики работают не первый год. на следующий год выйдем в Минтранс с предложением пересмотреть условия – считаем, что должна быть какая-то справедливость для всех перевозчиков, – говорит Фадеев.

Зайцев начнут ловить “жестко” с сентября

Точную дату внедрения возможности безналичной оплаты в администрации не называют, но планы такие у мэрии есть. В перспективе после перевода всех маршрутов на регулируемый тариф будет введен единый проездной билет. Также безналичная оплата позволит сделать разницу в тарифе: на 2-3 рубля ниже по сравнению с наличной оплатой.

– Это меньшая нагрузка на кондукторов. В планах города  перейти полностью на бескондукторное обслуживание. Пока нет задачи жестко наказывать за безбилетный проезд, но с сентября выйдем и на проверку частного сектора. Перевозчики должны быть готовы выдавать чеки, – заявляет Фадеев.