Банк России и МВД обсуждают механизмы информационного взаимодействия, чтобы помочь жертвам мошенников вернуть свои деньги. Об этом сообщили “Российской газете” в пресс-службе ЦБ.

Отмечается, что регулятор принимает ряд мер, чтобы упростить борьбу с мошенниками. Речь в частности, идет об уже разработанном законопроекте, который даст потерпевшим возможность вернуть деньги даже в случаях преступлений с использованием методов социальной инженерии, когда человек сам переводит средства мошенникам.

“При участии Банка России подготовлен законопроект, который предусматривает введение двухдневного “периода охлаждения”. В течение этого времени отправитель денег сможет отменить перевод на счет дропперов – лиц, которые занимаются выводом и снятием похищенных денег”, – отметили в ЦБ.

За три месяца россияне перевели мошенникам почти 3,3 млрд рублей

Говоря о необходимости более плотного сотрудничества с правоохранительными органами, в регуляторе заявили, что сейчас рассмотрение обращений полиции занимает у банков много времени, что затрудняет своевременное раскрытие преступлений и принятие мер к злоумышленникам.

“Предполагается, что подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ позволит министерству оперативно получать в том числе сведения о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Данные будут передаваться с соблюдением норм банковской тайны”, – пояснили в ЦБ.

Сейчас клиенты банка могут рассчитывать на полное возмещение денег только в том случае, если сами не передавали злоумышленникам банковские сведения (СМС-код, номер платежной карты и другие). Однако в подавляющем большинстве случаев преступники связываются с жертвами по телефону и используют методы психологического воздействия. В этом случае жертвы добровольно передают все запрашиваемые данные и даже перечисляют деньги.

В мае Банк России сообщил, что в первом квартале 2022 года россияне совершили более 258 тысяч переводов мошенникам на общую сумму почти 3,3 млрд рублей. При этом за аналогичный период в 2021 году было зафиксировано 237,7 тысячи подобных случаев, сумма ущерба составила около 2,8 млрд рублей. По данным регулятора, доля возмещенных средств снизилась до 6,2% (год назад – 7,3%).

Наиболее популярной формой обмана остаются как раз методы социальной инженерии – подобные технологии использовались в 52,2% случаев мошенничества. В ЦБ также отметили рост числа номеров, с которых звонят злоумышленники. Так, количество номеров с использованием 8-800 выросло на 152% (до 335 единиц), городских телефонных номеров – на 1602% (до 71,2 тысячи), мобильных – на 904% (до 17,9 тысячи)