С 2002 года доля российского шоколада на мировом рынке увеличилась с одного до 4,9 процента, а объем экспорта вырос в 9,3 раза и в 2021-м превысил 324 тысяч тонн, подсчитали в Россельхозбанке. За это время Россия опередила ранее заметных игроков – Великобританию и США.

Главные покупатели российского шоколада – Казахстан и Китай. На них приходится более 30 процентов от физического объема экспорта. В Казахстане шоколад из РФ неизменно занимает более половины рынка, а вот в Поднебесной за лидерство пришлось бороться. Пять лет назад на долю России там приходилось всего 14 процентов потребления. В 2018-м поставки выросли более чем на 300 процентов. С тех пор Россия удерживает первенство среди экспортеров шоколада в Китае. В 2021-м ее доля составляла 21 процент.

Около 70 процентов экспорта шоколада в 2021 году обеспечили пять регионов России. Больше всего такой продукции, конечно, делают в Москве (1,9 миллиона тонн в год, или десятую часть). Далее идут Пензенская и Владимирская области, за ними Самарская и Ульяновская (0,28 млн тонн, или 2%). На топ-5 производителей приходится около 20 процентов общего объема продукции, что говорит о сравнительно равномерном распределении шоколадных фабрик по стране.

Отечественные производители покрывают около 90 процентов потребности сладкоежек. Внутренний спрос стабилен и выше, чем в Европе – почти 7,5 килограмма на человека в год. Средний француз или британец съедает вдвое меньше (3,6 и три кило соответственно). Но до уровня американцев, которые в год уминают девять килограммов шоколада, и до швейцарцев с их 11,6 кило нам еще далеко.