Минпромторг неожиданно предложил ввозить алкоголь через параллельный импорт, передает «Российская газета». Ранее и в самом ведомстве, и в Минфине высказывались против этой затеи, считая, что это может привести к росту контрафакта. Но идею могли лоббировать торговые сети под предлогом риска дефицита любимой продукции к новогодним праздникам.

Проект Минпромторга об этом опубликован на портале нормативных актов. В документе предлагается импортировать без согласия правообладателей шампанское Moet & Chandon и Veuve Clicquot; вермуты Martini и Cinzano; виски Jack Daniel s, Jim Beam, Hennessy, Johnnie Walker, Chivas; ром Captain Morgan, Havana Club, текилу Olmeca и другой алкоголь.

В мае минпромторг отказался от этой идеи. «Учитывая сложности с идентификацией правообладателя такой продукции, разрешение параллельного импорта на эти группы может привести к росту контрафакта», — поясняли в ведомстве. По той же причине против выступал также минсельхоз. Позже к противникам присоединился и минфин. «Кто может гарантировать, что из третьих стран к нам будет поставляться оригинальная продукция? Не будет ли она подменяться небезопасным контрафактом?», — говорил в интервью «РГ» глава Росалкогольрегулирования (подведомственного минфину) Игорь Алешин в июне. Впрочем, он признавал, что в открытии поставок заинтересованы и импортеры, и производители. Поэтому «если мы будем понимать, что продукция пришла от завода-производителя, тогда такой вариант возможен», говорил он.

В августе председатель президума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев обратился к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с просьбой разрешить параллельный импорт для ряда алкогольных брендов. По оценке участников рынка, импорт алкоголя с начала года упал примерно на треть. Доля западных компаний в импорте виски составляет 66%, рома — 63%, коньяка — 82%, игристых вин региона Шампань — 100%, говорил Караваев. В письме АКОРТ отмечалось, что к Новому году не удастся заместить выбывшие с рынка любимые россиянами спиртные напитки.

К новогодним праздникам торгсети все равно не успеют завезти продукцию, говорит Павел Шапкин. Он тоже считает, что риск завоза контрафактного алкоголя в случае разрешения параллельного импорта есть. Исполнительный директор компании-импортера Fortwine Александр Липилин обращает внимание на «странность» самого списка разрешенного к ввозу алкоголя. По его словам, в нем помимо марок, которые ушли с российского рынка, есть и те, которые импортеры продолжают поставлять. «Такое ощущение, что список составляли крупные торговые сети, которые просто хотят возить этот алкоголь сами», — считает он.