Как санкции помогли начать делать в России то, что еще вчера считалось невозможным? “Российская газета” приводит в пример производство в Ульяновске – на цех по покраске самолетов обрушились заказы, которые раньше выполняли в Венеции и британском Ист-Мидлендс. Теперь предприятие обеспечено контрактами на годы вперед. И красят самолеты у нас, к слову,  теперь тоже отечественными красками – достойного производителя нашли в Твери. 

В Ульяновске в конце 1990-х был открыт самый большой в России цех по покраске самолетов, вмещающий такие гиганты как Ан-124 и “Боинг-747”. Закупили новейшее оборудование, предложили свои услуги крупнейшим отечественным авиакомпаниям: у нас дешевле, а качество не хуже. Но те много лет отказывались наотрез, отправляя свои лайнеры “краситься” в британский Ист-Мидлендс и итальянскую Венецию. А весной вдруг случилось чудо: на Ульяновск обрушился шквал заказов, контракты стали предлагать на годы вперед.

А качество покраски не снизится? И вообще, каково нашим летать на покраску в Ульяновск вместо Венеции? – спрашиваю у бывшего президента ОКБ “Туполев” Александра Полякова.

Александр Поляков: Качество покраски что в Венеции, что у нас одинаковое потому, что итальянец не красит лучше, чем его российский коллега. Скорее наоборот, наши маляры отличаются большей ответственностью – еще с советских времен качеству уделяли приоритетное значение. У нас работают маляры, которые начинали трудовую биографию в 1980-е годы. Привлекаем и молодежь.

Но ведь красить самолеты за границей стали еще в СССР. Первые Ил-62 в ирландский Шеннон “Аэрофлот” отправил еще в конце 1980-х.

Александр Поляков: Вы ведь знаете истории, когда топ-менеджеры наших ведущих компаний убежали на Запад. Не открою Америки, сказав, что многие “топы” давно и на корню куплены, десятилетиями работали на иностранные компании, обслуживая не наши, а чужие интересы. А разговоры о том, что западная краска и покраска лучше, рассчитаны на людей, которые ничего не понимают в авиации. Самолет красят прежде из практических соображений: защита от коррозии. Но также по экстерьеру, т.е. по внешнему виду узнают авиакомпанию. Это называется ливрея. Но красят во всем мире по одной технологии. Мы используем одинаковые краски: голландскую Akzo Nobel и британскую PPG Aerospace. И ее компании-производители обучали наших маляров, следили за соблюдением технологий. И всегда отмечали: квалификация российских маляров на высоком уровне.

Я был в Венеции, там “Суперджеты” красили десятками. То есть решение гонять самолет за границу – волевое решение топ-менеджеров?

Александр Поляков: Вот представьте, прилетает самолет на покраску в Ульяновск. Знаете, сколько человек на борту? Два! А когда та же компания посылает борт на покраску в Венецию, летят от 10 до 15! Это ответ на вопрос, почему раньше летали красить самолеты не в Ульяновск, а в Венецию. Да и не только топ-менеджеры, рядовые сотрудники компаний тоже очень любили летать в командировки за границу: в Венецию, в Шеннон, в Лондон, в Прагу. В Европе больше 30 таких центров.

А если западные компании перестанут нам продавать краску?

Александр Поляков: А это они уже сделали. Голландцы и британцы выполнили все заказы по ранее подписанным контрактам, больше не продают. Что делаем? Переходим на отечественного производителя. Нашли достойное предложение в Твери. Отечественные краски, их производство организовали молодые и продвинутые люди. И Ярославль вспомнил, что когда-то умел делать хорошие краски: прошли сертификацию, начались поставки.

А не может ли получиться так: компании из Азии объявят низкие цены, и все к ним полетят краситься? Раньше красили в Европе, будем красить, скажем, в Китае. И заказы пройдут мимо нашего рынка.

Александр Поляков: Демпинговать могут, но дешево самолет не красят. Без ущерба для качества. Сэкономить наши компании могут на транспортных расходах, на том, что не надо привлекать переводчиков, специалистов по логистике. Но для этого красить надо дома. Кроме того, и наши мощности возрастают. Мы готовы увеличить объемы минимум в 1,5 раза. В свое время начали с французами строительство нового корпуса, не успели завершить. Сейчас это надо сделать. Если удастся, то это еще рост мощностей на 70%. Так что – справимся.