За 9 месяцев 2022 года жертвами мошенников стали 1606 человек. Сумма похищенных денежных средств составила более 347 миллионов рублей.
С начала 2022 года ульяновские полицейские привлекли к уголовной ответственности 265 лиц за совершение хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Эти преступления обычно совершаются лицами, проживающими в других субъектах Российской Федерации и за её пределами.

Преступники используют средства анонимизации (VPN-серверы, прокси-серверы, находящиеся на территории иностранных государств), в результате чего установить фактическое нахождение преступника не удаётся.

Активно используют виртуальные абонентские номера, сервисы обмена мгновенными (шифрованными) сообщениями (мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber и др.) и несколько платежных платформ при выводе похищенных денежных средств (перевод денег с одной платежной платформы на другую).

В день на территории области регистрируются от 5 до 12 мошенничеств и краж денежных средств, совершенных с использованием IT-технологий различными способами. На звонки мошенников попадаются лица любого возраста и любой социальной группы.

Основные схемы мошеннических действий:

1. Мошенники информируют о несанкционированных попытках оформления на граждан кредитов, о фиксации системой безопасности неправомерных доступов к счетам граждан, о сбое в системе, о выявлении среди сотрудников банка лиц, распространяющих конфиденциальные сведения, после чего убеждают граждан в необходимости оформления кредитов, чтобы таким образом вернуть банку средства, незаконно оформленные мошенниками. Могут попросить выполнить ряд операций через банковский терминал, в результате которых граждане подключают посредством приложения «Мобильный банк» чужой номер к своей карте или сами переводят денежные средства на незнакомые счета.

При этом мошенники могут звонить с телефонных номеров, которые определяются как телефоны дежурных частей отделов полиции, телефоны доверия. Звонивший сообщает о расследовании уголовного дела по факту мошенничества и о том, что сотрудниками безопасности банка зафиксированы несанкционированные попытки доступа третьих лиц к счету гражданина. После этого предупреждают о необходимости оказания содействия сотрудникам банка, которые свяжутся с ним позже.

Звонок от представителя правоохранительных органов убеждает граждан в серьёзности происходящего, поэтому последующий звонок от «сотрудников службы безопасности банка» не вызывает подозрений.

Например, 6 октября 2022 года в отдел полиции обратился житель Заволжского района г. Ульяновска с заявлением о том, что на протяжении нескольких дней (в период времени с 29 сентября по 5 октября) ему звонили «сотрудники Центрального Банка России» и под предлогом пресечения оформления кредита на его имя, похитили денежные средства в сумме 3 млн. 121 тыс. рублей. При этом мошенники убедили заявителя оформить кредиты в 4-х разных банках, скрыв от сотрудников банков истинную цель оформления кредитов.

2. Мошенничество при покупке или продаже товаров в сети Интернет: мошенники, предлагая несуществующий товар, взымают за него предоплату или полную стоимость, после чего перестают выходить на связь, либо наоборот связываются с продавцом под видом потенциальных покупателей и заверяют в готовности приобрести товар, после чего предлагают оформить «безопасную сделку» и для ее успешного оформления сбрасывают ссылку, как правило, на фишинговый сайт, на котором после заполнения формы оплаты со счетов граждан списываются денежные средства.

3. Мошенничество в социальных сетях:
– поступление предложений принять участие в розыгрыше или акции, вследствие чего с использованием фишинговых сайтов похищают денежные средства;

-взломанные страницы и страницы-дублеры, когда потерпевшему приходят сообщения от друзей, знакомых, либо родственников, с просьбой об одолжении денежных средств.

4. Поддельные сайты трейдерских бирж:

Мошенники предлагают быстро заработать путем спекуляции на курсах валют, биткойна, акций. В итоге преступники завладевают всеми денежными средствами, имеющимися у граждан.

5. Мошенники сообщают о неприятностях с родственниками пожилым жителям области:
Преступники звонят на стационарные номера телефонов жителей области. Выяснив, что на проводе пожилой человек, запускают схему «Я ваша внучка, дочь, сын». Обязательно нападают на того, у кого есть внучка, проживающая вне дома. Слышимость плохая. Неожидающие подвоха дедушка или бабушка отвечают: «Оля, это ты?» – «Да, это я, Оля!» В течение короткого разговора преступники по той же схеме выясняют, что внучка живет в г. Москве. То, что надо. Далее уже мужской голос (якобы «сотрудник ГИБДД», «следователь») сообщал, что внучка сбила человека. Облегчить ее участь можно, если помочь пострадавшему. Нужны кое-какие вещи и деньги. Надо передать все это человеку, который подъедет на их адрес, как правило «водитель». Для этого нанимают курьеров или таксистов.

Например, 2 октября 2022 года в отдел полиции обратилась жительница Засвияжского района г. Ульяновска, 1942 года рождения, с заявлением о том, что ей позвонили на стационарный телефон, представились сотрудниками полиции, сообщили, что её дочь совершила дорожно-транспортное происшествие и для того, чтобы её не привлекли к уголовной ответственности необходимо 400 тыс. рублей. Заявитель согласилась передать указанную сумму. В скором времени в квартиру к потерпевшей пришел неизвестный ей молодой человек (лицо закрыто медицинской маской) и забрал денежные средства.

Есть положительные примеры раскрытия преступлений данного вида и возмещения ущерба потерпевшим. Так, в июне 2022 года осуждены лица, совершившие 7 фактов мошенничеств по схеме «родственник попал в ДТП» в отношении пожилых жителей г. Ульяновска.

В основном к совершению подобных преступлений причастны жители других субъектов РФ, которые выступают в мошеннических схемах в качестве «курьеров», забирают денежные средства у потерпевших и переводят их на счета соучастников.

Так, в июле 2022 года сотрудниками полиции установлен гражданин Республики Киргизия, причастный к совершению 3 фактов мошенничеств в отношении пожилых жителей г. Ульяновска, который в качестве «курьера» забирал похищенные денежные средства у потерпевших.