В начале 2023-го года администрации Ульяновска презентует обновленную стратегию развития города до 2030 года. Из-за событий в стране ранее намеченные векторы изменились: теперь нужно ориентироваться на свои производства, учитывать колоссальный спад рождаемости и объединяться с соседними регионами для промышленной кооперации и привлечения платежеспособных столичных туристов. Конкретные предложения по демографии и туризму озвучили на стратегической сессии под руководством главы Агентства городского развития Олега Асмуса.
Из-за глобальных изменений в стране идет вектор на импортозамещение, каждый регион определяет свое новое назначение, начал глава Ульяновска Дмитрий Вавилин. Сейчас власть готовит стратегию развития “дальше 2030 года”, так как не все проекты можно уложить в рамки 3-5 лет.
Базисный вопрос стратегии – демография: при существующей динамике за 25 лет треть населения региона исчезнет, говорит советник главы города Анатолий Лапин. По итогам 8 месяцев рождаемость в Ульяновской области сократилась на 9% – это средний по Поволжью показатель, в России он на уровне 6%.
– В рождаемости ожидаем две волны падения: первую – через 2-3 месяца, вторую – через 7-8 месяцев. Проблема исчезновения населения является центральной, только экономических моделей для её решения есть около 30. По смертности имеем спад на 15%: за 2022 год в регионах ПФО потеряли 100 тысяч человек, за тот же период 2021- го – 140 тысяч. В своем докладе ООН назвала Россию самой вымирающей страной мира. По миграции положительная динамика только в Татарстане, – отметил Лапин.
Притормозить сокращение численности населения эксперт предлагает расширением межрегионального экономического сотрудничества. Это перезапуск работы ассоциации межрегионального взаимодействия «Большая Волга», которая может стать инструментом лоббирования столиц регионов в конкурсной борьбе за федеральные ресурсы. Еще одно предложение – возрождение программы внутриотраслевой производственной кооперации для сокращения логистического плеча: грубо говоря, чтобы детали для УАЗа делали здесь, а не на Дальнем Востоке. Третья инициатива – создание центра инвестиций, локализация инструментов регионального развития на группу рядом располагающиеся крупных регионов – Самарскую область и Татарстан. Также Лапин считает нужным завести в администрацию Ульяновска функционал по межмуниципальному сотрудничеству и выйти к губернатору с предложением воссоздать министерство межрегионального развития.
Туризм на одном баке
Эксперты предлагают скооперироваться с соседними регионами не только по промпроизводству, но и туризму: создавать единые продукты – туры выходного дня – и информационно друг друга поддерживать для обмена собственными туристами и привлечения платежеспособных москвичей и петербуржцев.
– Регионы ПФО лидируют в количестве автомобилей на душу населения, автопутешествия в общем объеме туризма занимают наибольшую долю, – говорит член координационного совета по туризму Самарской области Михаил Мальцев. – За 7 месяцев из Ульяновска в Самарскую область приехало 103 271 человек, аналогичный поток и в обратном направлении. С точки зрения экономики приехать семьей куда-либо комфортно именно на машине. У нас хорошие дороги, придорожная инфраструктура, гостиничная база. Это нужно использовать, предлагая готовые маршруты. Пока же регионы рекламируют только сами себя, люди просто не знают, куда им ехать.
Второй пробел – нехватка автобусов, которые могут перевозить, в том числе, и детские группы, считает экс-глава департамента туризма Самарской области:
– Москвичи готовы по 15 часов ехать в другой город на автобусе. Стоит такой тур 15 – 20 тысяч рублей: это проезд, две ночи в пятизвездочном отделе и трёхразовое питание. Но проблема в нехватке автобусов, которые могут перевозить детские группы. Мы перед чемпионатом мира у нас в Самаре таких насчитали всего 16, поэтому следует этому вопросу уделить внимание. В Ульяновске можно было бы собирать туристов из разных отелей и предлагать им комплексную программу – возить по области или, например, в Свияжск.
Есть вопросы и к рентабельности отельного бизнеса: в Ульяновске один номер принимает в год примерно 59 туристов, оставшиеся более 300 дней в году фонд простаивает. Этот показатель ниже только в двух субъектах Поволжья. К примеру в Татарстане на один номер приходится 95 человек, в Москве – 111.
– Туристы едут в очень узкий сезон – летом. В остальное время фонд можно загружать деловым туризмом как здесь, в “Конгресс-холле”. Плюс Ростуризм дает регионам сигналы, что переходит от поддержки развлекательных мероприятий к познавательным, – говорит Мальцев.
Глава Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин видит точки притяжения в индивидуальном туризме. В пример приводит популярный среди жителей Самары ульяновский аквапарк “Улет”. Сейчас инвесторы строят в “Александровском парке” внешний аквапарк, в проект реконструкции территории планируют вложить 1,5 млрд рублей – “видят огромные перспективы”.
– Наш рынок – Москва и Санкт-Петербург с платежеспособными туристами. Им нужно показать, что регионы ПФО привлекательны для туризма, здесь есть куда потратить деньги. Мы с соседями не конкуренты и нужно дополнять друг друга, – считает Ильин.
Олег Асмус добавил, что в ближайшие 3-4 года около 40% населения не будет выезжать за рубеж, и если сейчас “не развернуться”, то более благоприятного фактора не случится. Во-вторых, Ростуризм дает субъектам сигнал об объединении, чтобы делать качественные туры на несколько дней. Это направление Асмус предложил курировать Михаилу Мальцеву.
Подытоживая разговор, мэр Ульяновска сообщил, что пока не решено, сколько город готов тратить на туризм:
– В условиях ограниченности ресурсов нужно решить, какая отрасль может подождать. Необходимо понять, вкладывать деньги в туризм или отдать приоритет промышленности, городскому хозяйству и тд. Тем не менее за развитием туризма будущее. Эту отрасль нужно вернуть как минимум до показателей СССР.