В сентябре цены в ПФО стабилизировались после четырех месяцев незначительного, но последовательного снижения. Месячный рост индекса потребительских цен зафиксирован на уровне +0,07 процента.

Услуги догоняют и разгоняют
В аналитической записке Банка России отмечается, что на темпы инфляции влияют рост предложения продуктов питания и сдержанная потребительская активность на рынках непродовольственных товаров. В результате по сравнению с сентябрем прошлого года цены выросли на 14,07 процента, тогда как в августе потребительская инфляция в ПФО составляла 14,78 процента.

Снижение годовой инфляции не в полной мере отражает текущие быстро разворачивающиеся процессы. Поэтому все большее значение приобретают оперативные данные. Согласно им, с мая по август в регионах Приволжья фиксировалась небольшая дефляция. За этот период уровень потребительских цен в ПФО снизился на 1,5 процента.

В сентябре дефляционные процессы, которые часто связаны с отсутствием платежеспособного спроса, приостановились. Главным фактором стал рост цен на услуги, в состав которых входит и стоимость проезда в общественном транспорте, и посещение парикмахерской, и центральное отопление.

В ЦБ РФ объясняют повышенный уровень инфляции в этой сфере ростом издержек поставщиков. Например, в сентябре 2022 года в некоторых регионах ПФО повысилась стоимость проезда в городских автобусах. Перевозчики обосновывали свои запросы об увеличении тарифа ростом расходов на запчасти и техобслуживание автопарка.

На практике мы видим процесс, когда сервисные компании с запозданием реагируют на весенний инфляционный шок. Многие цены на услуги регулируются государством путем установления тарифов, а мы имеем дело с осознанной политикой на сглаживание роста цен.

Потолок товарного спроса
Анализ показывает, что на рынках ПФО сохраняется тренд на снижение стоимости товаров. Если для потребителей он практически незаметен (-0,12 процента), то промышленный сектор сталкивается с серьезным ценовым давлением. Только с мая по август индекс цен производителей промышленной продукции в среднем в регионах Приволжья снизился на 17,5 процента и практически отыграл весь рост начала года, когда стоимость отгруженной предприятиями округа пром-продукции выросла более чем на 21 процент.

Снижение цен на товары Центробанк объясняет сдержанным потребительским спросом, который вызван повышенной склонностью населения к сбережению. Впрочем, ситуация может иметь и несколько иные причины. Так, по данным за август в большинстве регионов ПФО рост заработных плат не успел нагнать цены после весеннего инфляционного шока.

Наиболее сильное отставание доходов жителей фиксируется в Ульяновской области (11,1 процента), Пермском крае (7,5), Мордовии (6,5). Наиболее благополучными выглядят три региона, где зарплата обогнала годовую инфляцию. В Башкортостане — на 8,6 процента, в Удмуртии — на 3,4 и в Оренбуржье — на 3,9. А значит, там есть возможности для роста потребительского сектора экономики.

Кредитное плечо реального сектора
Сентябрьская ценовая динамика в регионах ПФО в целом соответствовала общему тренду. Разброс не более одного процентного пункта. Так, в Саратовской области уровень цен повысился на 0,5 процента, в Кировской области — на 0,4 при снижении в Пермском крае и Марий Эл на 0,2 процента. В остальных регионах—«около нуля».

Только за лето через кредиты частным лицам банки влили в экономику ПФО более 85 млрд рублей. Восстановление кредитования бизнеса началось только в третьем квартале. За июль-август банки дополнительно профинансировали предприятия реального сектора округа на 157,5 млрд рублей.

Кстати, эксперты кредитного рынка фиксируют заметный рост потребительского кредитования и в сентябре. В частности, по данным одного из крупнейших бюро кредитных историй, наблюдается заметный рост сумм потребительских кредитов.

— Средний чек потребкредита не только восстановился до уровней прошлого и начала нынешнего года, но и превысил их, — констатирует топ-менеджер этого финансового института Алексей Волков. — Это произошло на фоне существенного роста выдачи в последние месяцы, что объясняется прежде всего снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим уменьшением стоимости заемных средств.

Например, в Нижегородской области средний размер потребкредита в сентябре составил немногим менее 246 тыс. рублей, что почти на 9 тыс. рублей больше, чем в августе. Но самый заметный прирост в Башкортостане — на 17 тыс. рублей.

Эти данные показывают, что активное кредитование населения и бизнеса на фоне стабильных цен позволяет рассматривать вопрос о стимулировании экономического роста регионов Приволжья через механизмы кредитно-денежной и бюджетной политики.