Проект бюджета Ульяновской области на 2022 год опубликован и уже принят в первом чтении (QR-код на проект). Улпресса изучила объемный (больше 300 страниц с таблицами расходов) документ и сравнила его с прошлогодним аналогом, чтобы выяснить, как изменятся расходы региональной казны; финансирование каких статей планируется увеличить, а каких – уменьшить. Для «чистоты эксперимента» здесь сравниваются именно проекты бюджетов на 2022 и 2023 годы, без учета изменений, которые вносились в документ по ходу исполнения в течение всего периода. Мы постарались выбрать только самое интересное, но в тексте все равно много цифр.

Основные параметры: рост доходов, расходов, дефицита и госдолга

Вначале об основных параметрах бюджета. Доходы на 2023 год запланированы в размере 81,4 млрд, расходы – 88,2 млрд, дефицит – 6,8 млрд. В проекте бюджета 2022 года планировали доходы 72,9 млрд, расходы – 77,9 млрд, дефицит – 5 млрд. Таким образом регион получит рост и доходов, и расходов, и дефицита, а значит – государственного долга, который превысил 50 млрд и приближается к 100% от объема собственных доходов, что в скорой перспективе грозит невозможностью новых заимствований. К слову, только на обслуживание госдолга в 2023 году планируется потратить 2,3 млрд. Финансировать дефицит планируется за счет выпуска гособлигаций и привлечения бюджетных кредитов. Объем собственных доходов в 2023 году ожидается в объеме 60,4 млрд (остальные 21 млрд в доходной части – различные поступления из федеральной казны), в плане на 2022 год этот показатель равнялся 54,9 миллиардов.

Источники доходов: остаемся на пивной игле
Как и прежде, основным источником доходов областного бюджета остаются акцизы на алкоголь. В 2023 году их планируется собрать на 17,3 млрд, из которых на пиво – 16,3 миллиардов (+ 2,9 млрд рублей). В проекте бюджета-2022 было 15 млрд и 13,4 млрд соответственно. В целом акцизы составляют 36,7%, или более трети всех поступлений.

Второй по значимости источник доходов – НДФЛ. В 2023 году Ульяновская область рассчитывает получить с доходов физлиц 16,2 млрд. План на 2022 год был 14,6 млрд. Налог на прибыль в 2023 году составит 12,4 млрд, налог по УСН – 3,6 млрд (на 2022 год планировали 11,5 млрд и 2,9 млрд соответственно).

На содержание чиновников потратим больше
Что касается расходной части областной казны, то обращает на себя внимание рост затрат на содержание госаппарата. В целом по статье «Общегосударственные вопросы» (именно в ней «сидят» зарплаты чиновников) наблюдается рост расходов с 3,5 млрд в 2022 г. до 4 млрд в 2023. В частности, вырастут расходы на оплату труда губернатора (с 4,7 до 5,1 млн), председателя Заксобрания (с 4,3 до 4,8 млн), депутатов Заксобрания (с 39,6 млн до 47,1 млн на всех). А вот затраты на оплату труда председателя правительства и его замов снизятся, правда, незначительно: с 41,1 млн до 40,7 млн.
На деятельность «Дома прав человека» (юрлицо, обеспечивающее работу Общественной палаты) заложено 24,5 млн (на 2022 г. закладывали 27 млн).

Здравоохранение: незначительный рост

Затраты на здравоохранение в целом в 2023 году вырастут лишь незначительно: с 7 млрд до 7,2 млрд. Расходы на стационарную медпомощь не меняются: 2,9 млрд.

Если сравнить конкретные строчки медицинского бюджета, то можно увидеть, что расходы на укрепление материально-технической базы госклиник – резко снижаются с 202,4 на 2022 г. млн до 47,5 млн на 2023 г. То же с оснащением оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений: снижение со 176,2 млн до 92,7 млн. Снижают и расходы на борьбу с онкозаболеваниями: на 2022 г. закладывали 196,7 млн, на 2023 – лишь 50 млн. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания в Ульяновской области являются наиболее частыми причинами смерти. В последние три года к ним прибавился COVID-19. Расходы на тестирование на коронавирус немного вырастут: с 29,2 млн в 2022 г. до 30 млн в 2023 г.

Наиболее значительно в 2023 году вырастут затраты по статье «Развитие детского здравоохранения»: с 937 млн в 2022 г. до 1,33 млрд в 2023 г.
Вырастут также затраты на лекарственное обеспечение: с 1,15 млрд в 2022 г. до 1,29 млрд в 2023 г. Кроме того, запланирован рост расходов на закупку услуг медицинской авиации: с 25 млн в 2022 г. до 45 млн. в 2023 г.

Из интересного: В бюджете появилась статья «Строительство поликлиники в микрорайоне «Юго-Западный» Засвияжского района города Ульяновска», но денег на ее реализацию в бюджет 2023 года не заложили. Финансирование предусмотрено лишь на плановый период 2024 и 2025 годов (420 млн и 375 млн соответственно).

Образование: «Успех каждого ребенка» подешевел

Образование – один из наиболее затратных разделов бюджета. Потратить здесь в 2023 г. планируется 17,8 млрд против 15,6 млрд в 2022.
Рост за счет увеличения расходов на дошкольное образование (4,29 млрд в 2023 г. против 3,88 млрд в 2022 г.) и общее образование (10,4 млрд в 2023 г. против 9,1 млрд в 2022 г.). В частности, по 10 млн на 2023 и 2024 гг. предусмотрено на строительство образовательного комплекса со спортивной инфраструктурой и пансионом в р.п. Новоспасское. 20 млн в 2023 году выделят на реализацию нового госпроекта «Профессионалитет» (предполагает интеграцию техникумов с предприятиями реального сектора).

Значительно снижается финансирование регионального проекта «Успех каждого ребёнка»: 60,2 млн в 2023 г. против 166,7 млн в 2022 г. Больше 30 млн из этих 60-ти потратят на «создание центров выявления и поддержки одарённых детей» (на 2022 г. на эту статью закладывали 113 млн).
Вырастет финансирование на капремонт и рекнструкцию детских школ искусств (70,6 млн в 2023 г. против 6,4 млн в 2022 г.), при этом на закупку музыкальных инструментов и оборудования для них в 2023 г. предусмотрен ноль (на 2022 г. закладывали 21,8 миллионов ).

Культура: новые затраты на Мемориал
На раздел «Культура и кинематография» в бюджете-2023 закладывают скромные 1,94 млрд. Впрочем, это больше, чем закладывали на 2022 г. – 1,53 млрд.
625 млн потратят на продолжение, кажется, бесконечных ремонтно-реставрационных работ в Ленинском мемориале, причем такая же сумма значится в предварительном варианте бюджета-2024. В бюджете 2022 г. такой строки не было вовсе: обходились федеральным финансированием.
Финансирование кинематографии почти не меняется: более 17 млн субсидий как и в 2022 году получит «УльяновскКинофонд». А вот субсидии Фонду «Ульяновск – культурная столица» немного урежут: 7 млн в 2023 г. против 8,5 млн в 2022 г.

Физкультура и спорт: снижение финансирования
Финансирование спортивной отрасли в 2023 году планируется урезать. На весь раздел заложено 1,25 млрд против 1,73 млрд в 2022 г. При этом субсидии для ОГАУ «Управление спортивными сооружениями» вырастут с 216 до 253 млн, субсидии «Волга-Спорт-Арене» тоже увеличатся с 81 до 97 млн.
А вот подраздел «Массовый спорт» ждет огромное урезание финансирования с 1,27 млрд до 288 млн. Серьезно сокращается и финансирование проекта «Спорт – норма жизни»: 203 млн в 2023 г. против 824 млн в 2022 г.

Подраздел «Спорт высших достижений», напротив, будут финансировать лучше, на него в 2023 г. заложат 595 млн против 145 млн в 2022 г.
Сколько денег из казны получат ульяновские футбольная и хоккейная команды – в бюджете не расписано. Есть строка «Финансовое обеспечение участия спортивных клубов по игровым видам спорта в соответствующих спортивных мероприятиях», объем финансирования по ней не меняется: 10 млн на год. Есть строка «Реализация мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения ЧМ по футболу 2018 г.», финансирование по ней снижается: 25 млн в 2023 г. против 64 млн в 2022 г.

Средства массовой информации: минус 20 млн
Финансирование СМИ в 2023 году сократят. На весь раздел предусмотрено 227 млн против 248 млн в 2022 г. Это несмотря на то, что год ожидается электорально важный: на сентябрь запланированы выборы депутатов Заксобрания. 86 млн заложено на финансирование телевидения и радиовещания (против 106 млн в 2020 г.), остальные подразделы – без изменений.

Социальная политика: на детей потратим больше, на безработных – меньше

Социальная политика – наиболее финансоемкий раздел бюджета 2023 г. в него заложено почти 24 млрд рублей, что несколько меньше, чем в 2022 г. (24,3 миллиардов).

Здесь бросается в глаза рост расходов по статье «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Всего по ней на 2023 год закладывают 1,92 млрд (на 2022 закладывали 1,62 млрд). В том числе на выплаты семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка направят 950 млн (в 2022 г. было 761 млн) Деталь из той же оперы: планируется увеличить расходы на комплекты для новорожденных: с 40 млн в 2022 г. до 55 млн в 2023 г. То ли новорожденных прибавится, то ли комплекты подорожают.

А вот затраты на социальные выплаты безработным гражданам заметно снижаются. На 2023 г. в этой строке заложено 279 млн, хотя на 2022 г. закладывали 649 млн – почти вдвое больше.

Снизятся также расходы на социальные выплаты молодым специалистам. В 2023 г. на эту статью будет заложен 1 млн, в 2022 г. – 1,3 млн. Снижение также коснется выплат членам добровольных пожарных дружин: 3,5 млн в 2023 г. против 5 млн в 2022 г.

Национальная экономика: аграриям заплатят больше
В разделе «Национальная экономика» расписано финансирование дорожно-транспортной, сельскохозяйственной отраслей, природы и экологии, строительства и архитектуры, связи, поддержки производств, инвестиционной политики.

В целом по разделу финансирование значительно увеличивается: 19,1 млрд в 2023 г. против 13,2 млрд в 2022.

Значительно вырастут, в частности, расходы в подразделе «Сельское хозяйство и рыболовство»: 5,7 млрд в 2023 против 4 млрд в 2022. Почти все деньги уйдут на различные гранты и субсидии сельхозпроизводителям. Их десятки разновидностей. Так, на возмещение сельхозпроизводителям части затрат на развитие закладывается 381 млн (на 2022 г. закладывалось 300 млн). На субсидии производителям овощей закладывают 17 млн (против 10 млн в 2022 г.). Ощутимо вырастут затраты на субсидии птицеводам и скотоводам: 50 млн в 2023 г. против 20 млн в 2022 г. То же и в части субсидий аграриям, занимающимся элитным семеноводством: 85 млн в 2023 г. против 75,5 млн в 2022 г. Вырастут и субсидии производителям молока: 115 млн в 2023 г. против 100 млн в 2022.

А вот бюджетные расходы на развитие сельского туризма снизят: 8 млн в 2023 г. против 12,5 млн в 2023 г. Со 100 до 87,5 млн снижается сумма грантов на развитие «семейных ферм».

Расходы на содержание аппарата Минсельхоза и подведомственных учреждений вырастут с 92,1 млн в 2022 г. до 98,4 млн в 2023 г.

Финансирование подраздела «Лесное хозяйство» снижается с 371 млн в 2022 г. до 264 млн в 2023 г. Меньше денег «проест» и профильное ведомство. На содержание аппарата Минприроды и его подведов в 2023 году закладывают 254,5 млн, на 2022 год – 261,7 миллионов .

На подраздел «Транспорт» в бюджете-2023 зарезервировано 406 млн (на 2022 закладывали 376 млн). На приобретение автобусов (первый платеж и внесение лизинговых платежей) заложено 13,6 млн (на 2022 закладывали 42,6 млн). Учитывая, что торги для ПАТП-1 объявлены на лизинг 50 автобусов на сумму более 900 млн, можно предположить, что большую часть расходов предприятие понесет самостоятельно, за счет доходов от эксплуатации новых автобусов. Впрочем, расходы на субсидии автоперевозчикам вырастут: 51 млн в 2023 г. против 30 млн в 2022 г., наверняка это во многом финансирование именно ПАТП-1.

Субсидии пригородным железнодорожным перевозчикам вырастут до 40 млн в год (против 5 млн на 2022 г.), из которых 10 млн – компенсация недополученных доходов 2011-2014 гг. Возможно, резкий рост этих расходов обусловлен запуском «Орланов» на пригородные маршруты.

Растут и субсидии на межрегиональные авиаперевозки: 13 млн в 2023 г. против 5 млн в 2022 г.

Резко увеличиваются расходы на мероприятия по переоборудованию автотранспорта для использования газомоторного топлива. На 2022 г. на эти цели закладывали 11 млн, на 2023 г. – уже 51 миллионов .

Бюджет-2023 предусматривает значительный рост расходов на дорожное хозяйство. На этот подраздел бюджета в 2023 г. запланировано 10,2 млрд против 7,3 млрд на 2022 г. Увеличение затрат предусмотрено практически по всем подпунктам дорожного бюджета, и это тема для отдельного изучения.
Еще одно направление, где запланирован существенный рост расходов – инвестиционная деятельность. Государственная программа Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» в 2023 г. обойдется в 1,75 млрд (на 2022 г. было запланировано 288 млн). 1,6 млрд из них запланировано потратить на «создание объектов инфраструктуры в целях реализации проекта по строительству объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего развития, инновационных научно-технологических центров». Видимо, грядет большой инфраструктурный проект, возможно, это имеет в виду Алексей Русских, много говоря в последнее время о «новых контурах» региональной инвестиционной политики.

ЖКХ: больше денег на дольщиков
Затраты бюджета-2023 по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» останутся на уровне 2022 г., это 3 млрд рублей. При этом внутри раздела есть перераспределение. К примеру, вырастет объем субсидий в Фонд развития территорий (бывший Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства): 210 млн в 2023 г. против 150 млн в 2022 г. Субсидии застройщикам, которые достраивают дома дольщиков, составят еще 367 млн (против 194 млн в бюджете-2022). А вот по строке «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» – снижение: 298 млн в 2023 г. против 750 млн в 2022 г.

Затраты по подразделу «Благоустройство» значительно вырастут: 690 млн в 2023 г. против 481 млн в 2022 г.

На реализацию программы «Чистая вода» (замена гнилых водопроводов по всей области) в 2023 году запланировано потратить 541 млн (на 2022 г. закладывали 400 млн). В 2023 г. планируют увеличить расходы на оздоровление Волги, на соответствующую программу в бюджете предусмотрено 1,57 млрд (на 2022 г. планировали 854 миллионов ).

Затраты на газификацию населенных пунктов кратно снизятся: 53 млн в 2023 г. против 230 млн в 2022 г.

Неочевидные расходы
Говоря об источниках финансирования внезапно свалившихся на регион мобилизационных обязательств, депутаты Заксобрания на последнем заседании предлагали изучить возможность отказа от выделения субсидий и платы на содержание различным агентствам, АНО и Фондам. Бегло посмотрим, о каких суммах речь:
– Реготделение Ассоциации юристов России – 4,3 млн (2022 – 4,4 млн);
– Совет муниципальных образований Ульяновской области – 8,6 млн (2022 – 8,9 млн);
– Совет ветеранов – 1,2 млн (2022 – 1 млн);
– Центр стратегических исследований Ульяновской области – 8 млн (2022 – 23,1 млн);
– Корпоративный университет Ульяновской области – 9,8 млн (2022 – 15 млн);
– Ассоциация ТОС – 3,2 млн (2022 – 3,4 млн);
– Реготделение «Русского географического общества» – 2 млн (2022 – 2 млн);
Олимпийский совет Ульяновской области – 2,3 млн (2022 – 3,1 млн);
– Фонд РАПИР – в проекте бюджета-2023 не значится (2022 – 10 млн);
– Фонд развития IT – 6,5 млн (2022 – 6,5 млн);
Фонд «Развитие физической культуры и спорта «Триумф» – 1,7 млн (2022 – 1,3 млн);
– Агентство социального питания – 6,8 млн (2022 – не было в проекте бюджета);
– Агентство технологического развития Ульяновской области – 13,3 млн (2022 – 10 млн);
– Агентство по туризму Ульяновской области – 11,1 млн (2022 – 9,8 млн);
– Агентство инновационного развития – 10 млн (2022 – не было в проекте бюджета).
А напоследок – просто любопытная деталь. В бюджете есть строчка «Материальное обеспечение вдовы Сычёва В.А. и вдовы Доронина Н.П.». Речь про жён погибших (в 2008 и 2012 годах соответственно) ульяновских чиновников Валерия Сычева и Николая Доронина. На их дополнительное обеспечение из казны выделяют по 960 тысяч рублей в год.