В Заксобрании началось рассмотрение расходной части проекта бюджета на 2023 год. Во вторник парламентарии обсудили траты на сельское хозяйство и экологию.  Министр АПК Михаил Семенкин заявил, что сейчас отрасль за счет пищёвки и производства напитков фактически вытягивает регион. Из планов на 2023 год – строительство элеваторов, закупка техники в лизинг, увеличение производства молока, яиц и мяса и возобновление в Ульяновске проекта по открытию сельхозмагов в режиме “от поля до тарелки”. Депутаты интересовались, вырастут ли цены на масло и почему в магазинах низкая доля хлеба местного производства. У Минприроды основной линией стал вопрос недропользования: ведомство подсмотрело у Татарстана, как заработать на геологических изысканиях и маркшейдерских работах.

Муниципалы останутся без денег? 

Началось заседание с обсуждения проблемы погашения задолженностей муниципалитетами. Сейчас долги районов по страховым взносом перед налоговой службой составляют почти 2 млрд рублей без учета пеней. У Минфина есть “положительный опыт” реструктуризации долгов, однако существует риск отсутствия залогового имущественного обеспечения. “Все, чтобы было предложено, уже заложено под тремя имеющимися договорами реструктуризации. Проблема усугубляется тем, что каждое отдельное юрлицо должно обратиться самостоятельно”, – говорит глава Минфина Наталья Брюханова.

Сейчас от бюджетного комитета ЗСО готовится обращение в Госдуму РФ о переносе введения единого налогового платежа на 1 января 2025 года. В случае его введения казна муниципалитетов останется пустой, опасается председатель бюджетного комитета Александр Чепухин:

– Деньги будут поступать обезличено, и дальше федералы будут проводить в казначействе расщепление платежей, в первую очередь на оплату задолженностей на 1 января. Расщепление будет автоматическое, повлиять на них невозможно. Все налоги пойдут фактически на погашение единого социального налога. Можем получить очень большую проблему: в январе-марте фактически никто не сможет заплатить НДФЛ так, чтобы он пришел как НДФЛ. Все будут платить просто обезличенные деньги. Бюджеты муниципалитетов будут просто пустые, – говорит Чепухин.

АПК вытягивает регион 

Общие расходы бюджета на 2023 год определены в объеме 88,28 млрд рублей – на 13,3% больше, чем в изначально утвержденном проекте бюджета на 2022 год.  На госпрограмму по развитию агропромышленного комплекса и развития сельских территорий предусмотрено 5 млрд 628 млн рублей, из которых 1 млрд 522 млн рублей – федеральные средства. Рост к 2022 году – 1 млрд 114 млн рублей.

В этом году в Ульяновской области собран абсолютный за 30 лет рекорд урожая –  2,2 млн тон зерна, что в 2,4 раза превышает потребности региона. Сахарной свеклы убрано на 34% больше по сравнению с 2021-м, потребность обеспечена на 107%. Овощей открытого грунта собрано на 85% больше – 102% от потребности. Яйцами население обеспечено на 80%, молочными продуктами – на 85%. Несмотря на то, что подсолнечник еще стоит в полях, потребность региона закрыта в пятикратном размере.


Одна из задач хозяйств – обновление транспортного парка. Сейчас 37% сельхозтехники старше 10 лет. В Минсельхозе посчитали, что необходимо закупить 3 637 единиц, в том числе 1965 тракторов. Цена вопроса – 45 млрд рублей. Профильный министр Михаил Семенкин предлагает брать технику в лизинг, бюджет на эту программу увеличивается в 2 раза: “Это выгодно, так как мы компенсируем с вами 50% понесенных затрат. Условно, если это лизинг 10 млн рублей на 10 лет, то хозяйство платит в год 1 млн рублей и получает компенсацию в 500 тысяч рублей. В случае кредита это сразу минус 5 млн рублей из бюджета”.

Еще один акцент Минсельхоз ставит на глубокую переработку зерна: “2,2 млн тонн девать некуда. В 2023 году построим элеваторы на 100 тысяч тонн”, – сообщил министр.

За январь-сентябрь индекс производства продуктов питания составил 102% при индексе промпроизводства в 90%. Именно отрасль АПК сейчас вытягивает все показатели по региону, говорит министр. В 2023 году запланирована реализация десятка инвестпроектов на 3 млрд рублей.

Главным инструментом борьбы с бедностью населения Семенкин называет развитие малых форм хозяйства. На поддержку коопераций и КФХ заложено 275 млн рублей. Сейчас в регионе действует 1047 крестьянско-фермерских хозяйств, за этот год создано 106 новых.

Еще один пилотный проект на ближайшие годы – открытие в Ульяновске не менее 80 сельхозмагов. Площадь каждого мини-маркета – не менее 100 м2.

– Что мы должны получить от бюджета на 2023 год? Производство зерна на уровне не ниже многолетних показателей в 1,6 млн тонн. Увеличение производства молока на 2 – 2,5% до 210 тыс тонн, мяса – на 2,8%, яиц – на 4%. Закупка не менее 703 единиц сельхозтехники и создание не менее 100 крестьянско-фермерских хозяйств. Рост зарплат в отрасли определен не менее чем на 15%, поступления налогов – плюсом 3,5 млрд рублей, – резюмировал министр АПК.

Зампред комитета Рамиль Хайруллин назвал работу министерства “эталоном”: “Министерство создает территориальное агентство для взаимодействия с товаропроизводителями, потому что администрации не работают. Идее лет 5, ее откладывали из-за пандемии. Плюс министерство отрабатывает программу цифровизации полей”.

Рамиль Хакимов попросил министра представить динамику потребности региона в зерне и его переработке: “С точки зрения животноводства мы растем плюсом на 50 тысяч тонн в год. В 2023 году планируем запустить еще одну птицеводческую фабрику в Карсунском районе. Старт дадим в начале лета, это плюс почти 5 тысяч тонн мяса бройлера. Плюс модернизируется мукомольный завод. Поэтому объемы переработки зерна возрастут”, – ответил Семенкин.

Депутата Дмитрия Алексеева волновал рост цен на подсолнечное масло. “По подсолнечнику ситуация неблагоприятная не только в нашем регионе. Муниципалитеты пока говорят о нецелесообразности введения режима ЧС. Сейчас в зоне риска находятся 1 600 га из 200 292 га.  РФ в последние годы является главным экспортером масла, поэтому в стране проблем с маслом не будет. Предпосылок к росту цены не видим”.

Хакимов отметил высокую долю в магазинах завозного хлеба и предложил завести в регион, на наши зерно и муку, крупных производителей. “Второй год подряд мы компенсируем хлебопёкам затраты. “Хлебпром” только за три года получил 120 млн рублей господдержки. Рынок здесь абсолютно свободен. Так бывает, потому что наши хлеба выезжают в соседние субъекты”.

Заработать на карьерах 

На охрану окружающей среды и экологию в бюджете заложили 744 млн рублей, из них 364,4 млн – федеральные. Налоговые и неналоговый доходы отрасли составляют 1,3 млрд рублей: 800 млн – от добычи полезных ископаемых (это 5,5% от реализованного песка), 300 млн – обработки древесины и 150 млн – от использования лесов. Министр природы Гульнара Рахматулина добавила, что в Ульяновской области самая высокая в ПФО плата за управление лесным фондом – 354 рубля с га.

В 2023 год основной объем софинансирования направляется на рекультивацию красноярского полигона и нефтезагрязнения в Винновской роще. Наряду с Московской и Архангельской областями регион вошел в пилотный проект по цифровизации лесного хозяйства. Уже внедрена система ГИС “Леса России”, которая “сделала прозрачным процесс” движения древесины от делянки до склада.

Основным источником доходов Рахматулина видит отрасль недропользования. “Да, незаконные карьеры существуют, мы их фиксируем, но эта отрасль последние лет 20 не финансировалась. У нас разработана и согласована с Минприроды РФ стратегия развития до 2030 года”. Еще один источник доходов – геологическая разведка участков: “Грубо говоря, если сегодня мы выставляем карьеры за 1000 рублей, то после разведки будем готовы выставлять их за 100 000 рублей.  В этом случае бизнес начинает платить налог на добычу полезных ископаемых с первого года работы”. Министр добавила, что сейчас на работу с карьерами всей области закреплено всего пять инспекторов. “Для того, чтобы дать толчок отрасли, нам необходимо проведение маркшейдерских работ и геологических разведок. Это стоит 10 миллионов  рублей. За основу взяли работу Татарстана”.