Вопрос избыточной документарной нагрузки на учителей обсудили на профильной комиссии Общественной палаты региона.

Приказом Минпросвещения РФ от 21.07.2022 № 582 утверждён перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками. Это рабочая программа предмета, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность), план воспитательной работы (для классного руководства), характеристика на обучающегося (по запросу).

Но на практике перечень документов, который ведет учитель сегодня, гораздо шире. По мнению педагогов, излишней является подготовка отчетов по проведению воспитательных мероприятий, индивидуальный план самообразования и отчёты о выполнении программ. Также учителей волнует избыточность конкурсов и воспитательных мероприятий, тотальная отчётность, в том числе фотоотчётность, разрозненность школьной документации, отсутствие единых форм для сбора информации о деятельности.

Но кроме утвержденных документов, есть локальные акты школ, выполнение которых является обязательным. Здесь представители Министерства просвещения и воспитания рекомендуют руководителям школ провести некую ревизию таких актов, определить в них роль самого педагога и закрепить за их заполнением одного из своих заместителей.

Для решения проблемы документарной нагрузки Минпросвещения региона создало рабочую группу. На базе ведомства планируется сформировать реестр информационных систем с указанием тех тем, которые могут быть запрошены. Например, статистические данные, отчёт о государственной итоговой аттестации, информацию из баз «Сетевого города». Кроме того, необходимо привести в соответствие сайты образовательных организаций. Например, сейчас мы отслеживаем организацию питания в школах, и констатируем, что не все школы размещают ежедневное меню», — отметила Ирина Вениаминовна.

Также укорачивается перечень конкурсов и олимпиад, где необходимо участие учителей и учеников.

– В этом году мы провели разбор конкурсов, которые доведены федеральным Министерством. Из общего перечня определены 155 конкурсов, которые сыграли бы на повышение качества образования и на успешность нашего ученика в школе. Образовательная организация вправе выбрать для себя конкурсы и олимпиады по своему профилю. Важно, чтобы каждое участие давало результат», — подчеркнула Ирина Кисилева.

Общественники отметили, что на каждом уровне (региональном, муниципальном и на уровне школы) должен быть фильтр на предмет необходимости участия в конкурсах и олимпиадах.