«Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. — «века Просвещения». В это время общественную мысль волновала проблема осмысления специфики образа жизни человека. Особенности человеческого бытия, связанные с развитием разума и духовного мира человека, стали обозначаться латинским словом cultura. Выбор этого слова для такой функции был обусловлен тем, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр., agri cultura — обработка почвы), противостояло слову natura (природа).

Таким образом, культура стала обозначать сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.»

От ведущего.

Один из авторов был весьма удивлен что темой целого месяца в «Симбирском глаголе» станет Культура:

– Что в ней обсуждать-то? Ну… кино, театр, эстрада, «короли и примадонны», борьба тщеславий, битва за гонорары… И всякая подобная возня…
Но я с ним не согласен.

А побудительным мотивом стала статья поэта Николая Полотнянко…
Ее мы и публикуем для начала.
Ж.М.

*****

Николай Полотнянко.

Индустриально-дебильная физиономия безбожной ульяновской культурки

В своих публикациях я не раз обращался к теме истлевания и уничтожения Русской культуры в РФ.

А теперь обратим внимание на Ульяновскую область – которая на протяжении десяти с лишним лет была одним из главных инициаторов лже-культурных безобразий на освящённом Богом пространстве Русской культуры нашего края.

Чего только не вытворяли над русской культурой Сергей Морозов и Татьяна Ившина!.. А начали они, как это и бывает у креативщиков, с вранья, создав фонд «Ульяновск – Культурная столица», в который за десять лет было вкачено несколько сот миллионов рублей на содержание креативных неучей и проведение лже-культурных проектов.

Совершению этой культ-аферы поспособствовало и то, что отмечалось 200-летие И.А. Гончарова, и публика встретила основание фонда весьма положительно. О том, что это начало многолетнего позорища для края, где родились классики русской литературы (Н. Карамзин, И.Гончаров, Н. Языков), догадывались немногие.

Свою дивную и бурную жизнь фонд начал не с установления связей с творческими людьми области, а с парада всякой дряни абсурдистского толка, вроде «картонного города» и прочих штучек-дрючек, мажорных интервью в СМИ и регулярных шастаний по заграницам в поисках якобы инвесторов для креативных проектов экономики края.

Много было трёпа об окультуривании жизни на западный манер, пошла мода на самонаграждения себя любимых покупными орденами, на шее губернатора появилась «златая цепь», во власти подскочило число кандидатов наук… А в действительности область продолжала деградировать по всем направлениям.

И на этом карнавальном фоне, традиционная русская многотысячелетняя культура оказалась в положении нищенки и брошенки для тех, кто был обязан ей своим человеческим обликом, образованием и общественным положением. Вся региональная культура в эти годы состояла из исполнения штатными работниками Фонда Ившиной и чиновниками всех уровней плана по изведению Русской культуры из общественной жизни. Она сначала превратилась в безымянную «культуру», а через год-два – в «культурку». Успехи в ликвидации русской культуры на родине Ленина было решено сделать достоянием всей РФ.

В Ульяновске стали проводится бредовые по смыслу Культурные Форумы, на которые съезжались уже ставшими профессионалами разрушители русской культуры со всей страны, делились опытом, издавали научные сборники.
Несколько форумов было посвящено вопросу идентичности соседних регионов, а конкретно – судили-рядили, чем отличаются ульяновцы от жителей Самары. Вот до каких опасных глупостей доходило дело…

Одновременно с созданием фонда было прекращено издание художественных книг, даже тех, что показывали прошлое и настоящее нашего края. Журнал «Литературный Ульяновск» был закрыт, началась усиленная «накачка» нового Союза писателей откровенно слабыми авторами.

«Культурный» маразм крепчал. И за десять лет Ившина вправила мозги на свой «западный» лад и губернатору, мэрам, ректорам вузов, и директору областной библиотеки, и директору театра, поскольку весь этот бред опирался на столичную поддержку ульяновской энтузиастки.

Вместо того чтобы организовать книжное издательство и издавать книги для просвещения народа, тратились деньги на примитивные дебильные забавы под видом Юнеско.. Вместо поддержки настоящих талантов поощряется пошлость. Ухватились за флеш-мобы, картонные города, пластмассовые скульптуры, все примитивное насаждалось, а то, что принадлежало русской культуре, в первую очередь, издание книг местных авторов, запрещалось. С этого началась затхлая эпоха бескультурья в регионе. Тогда же появился тренд, что, чем мучиться и делать своё, лучше всё купить за границей. И началось «паломничество» за рубеж чиновников за счёт бюджета. Я как-то написал на эту тему экспромт:

Волжский град стал культурной столицей

(Было много на это надежд).

Ожидали поток инвестиций,

И мотались гурьбой за рубеж,

На бюджетные деньги, конечно,

За культурой, чтоб нас просветить.

Но народ, угнетаемый вечно,

Трудно чем-то уже удивить.

Все равно, что ни день, то обнова.

Не уймётся начальство никак.

И никто поперек даже слова

Не сказал про культурный бардак.

Ни забитая наша элита:

Местных вузов ученая рать.

Все культурой заезжею сыты.

И давно всем на всё наплевать…

Бывалые охотники говорят, что почувствовав опасность, заяц начинает петлять, делать скидки-прыжки, запутывать следы, прикидывается неподвижным комом белого снега. К подобным уловкам прибегают и всякие ловкачи, у кого, как говорится, «рыльце в пушку», которые закрывают одно обанкроченное предприятие, открывают другое, с видом креативных и добропорядочных личностей.

И правда, разве можно было заподозрить самую креативную особу региона в том, что 10 лет её фонд со сладким причмокивание сосал финансовое млеко из областного бюджета и на народные деньги оглуплял 1 млн. 250 тысяч жителей области русофобской бякой «Современной культуры», в опасных для государства народа намерениях? Ну, никак нельзя, поскольку она скрупулёзно проводит в жизнь то, что решено в Москве. А когда поняли и там, что наш фонд культуры достаточно много набедокурил в традиционной русской культуре, то решили его перелицевать, как злополучную шинель гоголевского Башмачкина.
Наша культурная дама от этого спасительного для неё решения даже помолодела, и, не отчитавшись по прежним делам, открыла при самой благожелательной поддержке губернатора, ну, с самыми честными намерениями «Фонд креативных индустрий», как две капли воды похожий на прежний опорный пункт враждебной ко всему русскому культуры.

Как можно подозревать особу в плохих намерениях, когда культурный потенциал области, если брать художественное творчество, близок к минус единице, поскольку не финансируется, книги не издаются, картины не покупаются?.. Но это недостатки чуждой фонду русской культуры, а у неё культурка другая, очень похожая на ту, под флагом которой наступают бандеровцы на русские позиции под Угледаром, под Бахмутом…

Обе эти «культурки» роднит то, что они БЕЗБОЖНЫ.

Это-публицистика самого профессионального писателя нашей области. А вот и его стихи …

Николай Полотнянко..

Слово о гибели Русской литературы

Жива покамест русская литература,
Хоть на неё Швыдкой взирает хмуро.

Писатель русский, от невзгод понурый,
В ногах нет правды, ты на стул присядь.
Скажи мне, что за Год литературы
Понудили Россию отмечать?..

И как писательский Союз многострадальных
Немногих мастеров и толп невежд,
Воспринял этот жест радетелей державных,
Наверно, переполнился надежд?..

Готовить стали рукописи, книги
В них что-то править, что-то добавлять,
О тиражах значительных мечтать.
О гонорарах… Сладостные миги…
Мне приходилось их переживать…

Но не вернуть социализм обратно,
Где каждому платили по труду…
И я уже лет двадцать забесплатно
Смотрю на свой талант как на беду.

В России люди правдою страдают.
Литература им родная мать.
Она в уме и чувствах наставляет
И помогает жить, и умирать.

В ней никогда не увядали вишни,
Герои становились все родней.
И вдруг она при новой власти лишней
Вдруг стала из за русскости своей.

И потому её совсем не жалко
Замордовапть иль вовсе запретить,
Пока не станет интрнационалкой,
Способной под всех лечь и угодить.

На властном уровне поставлена задача,
А коли так, то совершится суд:
Швыдкого обвинителем назначат,
Он русской жизни смысл переиначит.
Советских классиков из памяти сотрут,
Их имена замажут чёрной краской,
Чтобы замшелой ленинскою сказкой
Не тормошили задремавший люд…

Куда же мы как сироты пойдём,
Где притулимся с прозой и стихами
Вещать народу с заткнутыми ртами,
Что он идёт неправедным путем?..

Но выход есть для каждого – мычать,
Иль притвориться мыслящим бараном?
Ведь и народ непомнящим Иваном
Прикинулся… В России благодать
Безмыслия, безверья наступила…
И пошлость всю Россию затопила.

Народ поверил в праведность греха.
Но Бог всё видит в зеркале стиха.

****

От ведущего.

Вот такой взгляд на состояние культуры в УО .

Но существует и иное мнение.

Об этом – в следующем выпуске «Глагола».

Ж.М.