Полтора года назад губернатор Алексей Русских заявил, что намерен перевести в цивилизованные условия гаражные производства. В правительстве считают, что строительство корпусов для малого и среднего бизнеса позволит вывести гаражную экономику из полуподвального состояния и решит проблему гари в Заволжье. Деньги на парки для “малышей” регион выиграл через конкурс Минэкономразвития, построить корпусы планируется минимум к концу 2024 года. Уже известна и примерная арендная ставка. Как к этой идее относятся сами “гаражники”, в “белом доме” сказать не смогли, но опираются на мнения деловых объединений.
В августе 2021 года после встречи с жителями Заволжского района по проблеме задымления и запаха гари в Новом городе губернатор Алексей Русских поручил создать межведомственную комиссию, которая должна по ночам обходить гаражи, проверять законность бизнеса, смотреть, какое используется сырье и как утилизируются отходы. Тогда министр природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина анонсировала, что производства из гаражных комплексов планируют переместить на промзону. Также будет рассмотрена возможность замены гаражных кооперативов многоуровневыми паркингами, что исключит необходимость печного отопления.
По поручению губернатора Корпорация развития Ульяновской области начала проектировать производственные площади, которые позволят легализовать гаражный бизнес. Однако жители Заволжья отмечали, что в 2019-2021 годах буквально единицы переместили свои производства в промзону. По их мнению, легализовать подпольные фабрики и сделать их работу невыгодной возможно лишь через повышение штрафов и неотвратимость наказания. Сейчас полномочия в данной сфере распределены таким образом, что местная власть, по сути, может лишь фиксировать нарушения и обращаться выше для принятия мер.
Реализацию проекта строительства корпусов для малого бизнеса по аналогии с промзоной “Заволжье” для более крупных инвесторов рассматривали через два пути: привлечение частного оператора или по государственной линии. После обсуждений пришли ко второму варианту.
– Мы предлагали построить объект за счет средств бизнеса, чтобы частный оператор как оператор парка сдавал малым и средним предпринимателям площади в аренду, – говорит руководитель регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов. – В итоге решили сделать государственный объект, хотя бизнес мог бы его построить раза три дешевле.
В 2022 году Ульяновская область приняла участие в конкурсе Минэкономразвития РФ на получение субсидии для строительства технопарков. Федералы поддержали сразу два проекта от региона на общую сумму более 613 млн рублей: парк в промзоне «Заволжье» на 7500 кв. м. (310,5 млн рублей) и три корпуса в парке «Инза» площадью 1500 м2 каждый. Софинансирование из областного бюджета на каждый парк составит 9,6 млн рублей (в рамках Программы МСП и за счёт благотворительного взноса фонда финансирования промышленности и предпринимательства). В правительстве комментируют, что оба парка будут ориентированы на размещение резидентов из числа региональных производителей мебели и позволят создать не менее 200 новых рабочих мест субъектами МСП. Реализация проекта намечена на 2023-2024 годы, первых резидентов ожидают к концу 2024 – в начале 2025 года.
Заинтересованы ли сами гаражники в переезде в промышленные парки ни в Корпорации развития, ни в правительстве ответить не смогли. Если площади окажутся невостребованными, их будут сдавать в аренду сторонним организациям:
– Это будут готовые производственные корпуса со всей инфраструктурой. Губернатор поставил задачу построить парк для гаражников, но если площади ими не заполним, будем их сдавать в аренду. Исходя из себестоимости примерный тариф определен в 380 рублей/м2. Строительство планируем начать весной и завершить его за 10-12 месяцев. Сейчас решаем вопрос с привлечением кредита, – комментирует генеральный директор Корпорации развития региона Сергей Васин.
14 декабря на сайте правительства Ульяновской опубликовали проект постановления, которым прописываются правила предоставления субсидий из областного бюджета АО “Корпорация развития Ульяновской области” под строительство промпарков. Размер субсидии будет зависеть от расходов Корпорации на развитие энергетической инфраструктуры и дороги парка; подведение
сетей инженерной инфраструктуры (тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, ливневой канализации, систем очистки сточных вод, линии связи); строительство производственных зданий и оснащение их производственным оборудованием, оборудованием для переработки продукции, лабораторным, выставочным оборудованием (включая программное обеспечение, монтаж и пусконаладочные работы); приобретение спецтранспорта, офисной мебели и компьютерной техники.
Первый зампред правительства Марина Алексеева говорит, что ранее такой проект практиковался только для крупных инвесторов, сейчас создается промзона для “малышей” – малого и среднего бизнеса:
– Задача губернатора – создать комфортные, цивилизованные условия для ведения бизнеса: построить сам корпус, дороги, инфраструктуру, взять на себя обслуживание зданий и сооружений, так как сами себе они такие условия создать не могут. Наша задача – вывести гаражный бизнес из полусерого поля и снизить им издержки. Тариф на аренду составит до 300 рублей за квадратный метр. О необходимости такого проекта есть мнение деловых объединений, в частности, “Опоры России”.