С нового года жизнь автомобилистов традиционно поменяется. Появятся новые ограничения, наказания, а также способы выявления нарушений. Напомним о главных новациях этого года.

Техосмотр подорожает

Техосмотр подорожает во всех регионах. Где-то на 12 процентов, а где-то и в три раза. С 1 января регионы должны запустить новую тарификацию в соответствии с новой методикой ФАС. Да, именно региональные власти устанавливают максимальную стоимость техосмотра.

Несмотря на то, что техосмотр для частных автовладельцев перестал быть обязательным, его все-таки потребуется проходить. Например, если автовладелец купил себе машину старше четырех лет. Чтобы поставить ее на учет потребуется получить диагностическую карту.

Одна из главных рекомендаций ФАС – собирать данные с операторов. Если таких данных нет – применять индекс инфляции и повышения средних цен. Но все это заработает только в следующем году с перспективой на 2024 год. Дело в том, что такие данные операторы смогут подавать только начиная с 1 июля до 1 августа. Не успели подать? Меньше половины операторов подали эти данные? Стоимость местными властями рассчитывается на основании действующей, с учетом инфляции.

Но при этом ФАС установил минимальный уровень стоимости этой услуги. Таким образом, ТО легкового автомобиля не может стоить дешевле 913 рублей ни в каком регионе. Для автобусов до 5 тонн – 1563 рубля, более 5 тонн – 1888 рублей. Для грузовиков до 3,5 тонны он не может быть ниже 999 рублей, от 3,5 до 12 тонн – 1821 рубля, более 12 тонн – 1966 рублей. Для мотоциклов тариф не может быть ниже 321 рубля.

Большинство регионов уже пересмотрели тариф. В Орловской области было 300 рублей. В Брянской – 305 рублей, в Курганской – 362 рубля, в Курской – 367 рублей. Для этих областей тариф вырастет почти в три раза. В Московской области установили для легковушек тариф в размере 940 рублей. В Карелии, Мордовии, ХМАО, Чувашии, Алтайском, Ставропольском краях, Астраханской, Калужской, Костромской, Оренбургской, Смоленской областях утвердили минимальный тариф, предусмотренный методикой, то есть 913 рублей. Также поступили в республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областях. Для Курской области – это почти в два с половиной раза дороже.

Подорожает тюнинг машин

Вводятся новые пошлины на изменение конструкции автомобиля. Любое усовершенствование машины, которое требует внесения изменений в документы, требует согласования с Госавтоинспекцией. Не важно, ставите ли вы на машину газобаллонное оборудование или фаркоп, который изначально не был предусмотрен изготовителем. Если раньше разрешение на такую доработку от ГИБДД предоставлялось бесплатно, то с 1 января оно будет стоить 1000 рублей. Свидетельство о внесении изменений в конструкцию будет стоить 1,5 тысячи рублей, вместо прежних 800.

И, конечно, необходимо учесть все траты на испытательные лаборатории, а также на установку нового оборудования. В общем, перейти на газ будет дорого.

У лихачей смогут конфисковывать машины

Жесткие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс начали работать еще в этом году. Но пока только в отношении нетрезвых водителей, которые попались за рулем в таком состоянии повторно. Тем не менее они относятся и к лихачам, которые совершают грубые нарушения. Например, превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на красный свет, движение по встречной полосе и прочее. Но для таких нарушителей действует довольно сложный порядок привлечения к ответственности. Сначала его должны лишить прав за повторное нарушение. Потом, уже без прав он должен попасться вновь, и получить новое административное наказание. И только попавшись в следующий раз, он будет привлечен к ответственности по уголовной статье, которая предусматривает конфискацию машины. Возможно, в новом году уже появятся первые лишенцы. Ведь срок наказания – один год, после того, как водитель оплатил штраф либо отгулял пешком срок лишения прав

Водители смогут предъявлять электронные документы

Водители получат право предъявлять документы в электронном виде. Но при условии, что эти документы в таком виде и выдавались. Например, электронный полис ОСАГО или электронный путевой лист. Такая норма будет закреплена в Правилах дорожного движения с 1 марта следующего года.

Сейчас есть возможность предъявлять в электронном виде Свидетельство о регистрации автомобиля или даже права. Но это осуществляется в экспериментальном порядке. Инспектор на дороге вправе потребовать реальные документы. И новые поправки в правила ничуть эту ситуацию не решают. Норма о возможности предъявления документов в электроном виде распространяется только на те документы, которые изначально в таком виде оформлялись. Ни на права, ни на СТС такие возможности еще не распространены.

У водителей-профессионалов появится возможность проходить медосмотр дистанционно

У водителей, которые работают в пассажирских или грузовых перевозках, появится возможность проходить предрейсовые или послерейсовые медосмотры дистанционно. С помощью телемедицины. Такой закон вступит в силу с 1 сентября следующего года.

Проходить такие осмотры обязаны все водители. Однако зачастую это делается формально. Или не делается вовсе. Подтверждение прохождения такой медуслуги просто покупается. Между тем есть соответствующие приборы, которые позволяют замерить температуру, давление, пульс, чистоту выдоха. А кроме того, еще и однозначно установить, того, кто проходил все эти процедуры. Эта технология однозначно упростит жизнь транспортных компаний.

Аннулирование прав по медицинским показаниям

Аннулировать водительское удостоверение смогут, если по медицинской части у водителя будут выявлены противопоказания. В этом случае врачи даже не на водительской медкомиссии аннулируют его медсправку. Далее у водителя будет два месяца, чтобы пройти повторное медосвидетельствование. Если он этого не сделает, его права будут аннулированы. Если противопоказания подтвердятся, их также аннулируют. Если будут выявлены ограничения по управлению транспортным средством, водитель получит новую справку, а права ему придется поменять, чтобы в них учли эти ограничения.

Если не выявится ничего, то водитель получит новую справку, а права останутся действующими. Однако эти поправки пока не приняты. Но очевидно, что их примут уже в весеннюю сессию.

Лекарства за рулем нельзя

Возможно, в следующем году будут приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые запретят водителям употреблять лекарства за рулем. Правда, не все, а только те, которые вызывают опьянение. Такой законопроект разработан МВД, но пока в Госдуму не внесен. Однако если учесть, что он разработан по постановлению Конституционного суда то, скорее всего, будет принят.

Согласно этому проекту, если у водителя есть признаки опьянения, то сотрудники ГИБДД должны направить его на медосвидетельствование, которое либо подтвердит, либо опровергнет факт наличия опьянения. Главное тут именно клинические признаки. Если их нет – водитель свободен. Если они есть и установлено, что опьянение вызвано лекарственными препаратами, которые не относятся ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к психотропам, то водитель все равно нетрезв. Со всеми вытекающими отсюда административными или уголовными последствиями.

Но когда эти поправки будут приняты – пока неизвестно.