По итогам прошедшего года розничные цены на бензин выросли всего на 0,9%, причем марки АИ-92 только на 0,2%, АИ-95 – на 0,7%. По данным Росстата, это рекордно низкий рост цен за 20 лет, даже ниже, чем в период пандемии в 2020 году.
Обратная ситуация сложилась с дизельным топливом (ДТ), цены на него в прошлом году почти догнали инфляцию (12,01% к 26 декабря) поднявшись за год на 9,1%. Но в этом году все может измениться. С 5 февраля заработает эмбарго на импорт российских нефтепродуктов в Евросоюз, а мы туда поставляли половину производимого ДТ.
Эмбарго ЕС на российские нефтепродукты должно привести к образованию профицита на внутреннем рынке ДТ и, как следствие, падению цен, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По данным Федеральном таможенной службы (ФТС), в 2021 году на долю ЕС приходилось 75% экспорта летнего ДТ и 27% межсезонного ДТ. Вслед за сокращением поставок в Европу произойдет затаривание внутреннего рынка, что создаст давление на цены. Но само эмбарго ЕС не является твердой гарантией снижения цен в рознице, поскольку даже в обычных условиях цены на российском рынке в опте и рознице сильно отличаются, отмечает Родионов.
По мнению заместителя декана Экономического факультета МГУ Александра Курдина, пока сложно говорить об эффектах нефтепродуктового эмбарго, но при прочих равных закрытие одного из основных рынков сбыта для российского топлива может обусловить избыток на внутреннем рынке и понижательное давление на внутренние оптовые цены на моторное топливо. Тем не менее регулирование розничных рынков нефтепродуктов вкупе с осторожным отношением властей к нефтяному сектору вряд ли позволит случиться значительному падению цен в рознице. Но есть ряд дополнительных факторов, которые надо принимать во внимание, в том числе валютные курсы (и регулирование рынков капитала), пути и масштабы обхода санкций, логистические ограничения.
Для снижения цен на ДТ необходимо повышать норматив продаж на бирже – с нынешних 8,5% до 25%, считает Родионов. По крайней мере, для НПЗ, расположенных в европейской части России. Это увеличит доступность топлива для независимых АЗС (не принадлежащих крупным нефтедобывающим компаниям), из-за чего крупным сетям будет сложнее завышать цену без угрозы потери рынка.
На бензиновые цены эмбарго ЕС не окажет сильного действия, считает Родионов. На долю экспорта приходилось лишь 10% от производимого в России бензина (4 млн тонн из 40,8 млн тонн). Более того, в структуре экспорта всегда преобладали страны ближнего зарубежья, а не Европа, что будет дополнительно нивелировать эффект эмбарго. Правда, акциз на бензин 5 класса с 2023 года вырастет на 4%, тем самым более чем вдвое превзойдя уровень 2015 года. Это несколько уравновесит эффект сокращения спроса, которое происходит под влиянием кризиса на автомобильном рынке: продажи новых легковых авто в России по итогам первых 11 месяцев 2022 года снизились на 60,9% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, согласно данным Европейской ассоциации бизнеса. Как и в случае с ДТ, без повышения норматива продаж бензина на бирже (с 12% до 25%) рынок вряд ли увидит устойчивое снижение розничных цен, отмечает Родионов.
То есть, вероятнее всего, в 2023 году ожидать понижения цен на АЗС не стоит. По мнению начальника управления аналитических исследований ИК “ИВА Партнерс” Дмитрия Александрова, наиболее вероятный сценарий – сохранение медленного роста розничных цен темпами, сопоставимыми с инфляцией или ниже. Но в случае серьезных экспортных проблем возможно и локальное ценовое давление и снижение цен на АЗС, как это уже бывало, отмечает он.