Дышавший на ладан “Хантер” “взлетел”, более сложный и зависимый от импортных комплектующих “Патриот” рухнул. Производство грузовиков на “Исузу” приостановлено, зато “СимАЗ” вырос почти на 60 процентов. Виражи ульяновского автопрома за 2022 год – в оценках эксперта и выкладках по объемам производства и продаж.

УАЗ

В 2022 году объемы производства на предприятии уменьшились. По словам гендиректора предприятия Адиля Ширинова, на УАЗе ожидали падение не более 15% — автозавод должен был выпустить около 35 тысяч автомобилей (точные данные пока не озвучивались).

В целом УАЗ, в отличие от многих других предприятий отечественного автопрома и авторынка в целом, продержался год нормально. Активность автоиндустрии в 2022 году снизилась в более чем в два раза (-58,8%). УАЗ превысил показатели 2021 года на 5%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рыночная доля бренда увеличилась в 2,6 раза и составила 4,9%.

Самым успешным для автозавода в прошлом году стал декабрь: объем продаж вырос более чем в два раза по сравнению с 2021-ым. УАЗ «Патриот» попал на третью строчку в рейтинге самых продаваемых моделей в России.

Продажи автомобилей УАЗ в России (данные АЕБ).  Итого за 2022 год — 33 906 (5%) штук, из них продано в Ульяновске 123. Доля рынка — 4,9% (3%). В 2021 году было продано 32 420 автомобилей, из них в Ульяновске 188. Для рынка составила 1,9%.

 

 

Александр Климнов, эксперт «Автостат Инфо»:

— УАЗ в 2022 году после 24 февраля, как и прочие отечественные автозаводы боролся за выживание: останавливал производство, освоил упрощённые версии внедорожников и старого коммерческого ряда (СГР) — «буханок». УАЗы сегодня существуют в двух версиях: обычной, на которую цены выше, и «антисанкционной», которая не сильно дешевле, но с «наличием отсутствия» важнейших систем, вплоть до АБС.

СГР потерял в сумме 16,8% продаж (до 10,4 тысячи) против минус 18% в целом у всех легких коммерческих автомобилей УАЗ (13,3 тысячи). Этому поспособствовало то, что новые модели «Карго», «Профи» и спецверсии на их базе потеряли больше – минус 22% (до 3 тысяч).

По внедорожникам картина схожая. Дышавший на ладан «Хантер» «взлетел» по итогам года на 3,5% – до 558 единиц (в декабре превышение над 2021 годом было 2,5-кратным – 109 против 43 автомобилей). Более сложный и зависимый от импортных комплектующих «Патриот» рухнул на 46%, хотя и по-прежнему составляет львиную долю в продажах (6,9 тысячи).

В целом УАЗ потерял за 2022 год 44,1% продаж внедорожников – минус почти 5,9 тысячт. В сегменте пикапов УАЗ «Пикап» с трудом сохранил первенство (китайцы буквально дышат ему в спину), но его доля в сегменте сократилась с 28% до 25%.

Isuzu

В 2021 году в Ульяновске было выпущено 3,7 тысячи автомобилей Isuzu. В 2022 году объемы производства планировалось увеличить на 50%. Но в марте прошлого года российское подразделение АО «Исузу Рус» приостановило производство на заводе в Ульяновске. Здесь  собирали малотоннажные (N-серия), среднетоннажные (F-серия) и тяжелые грузовики (серия Giga).

Осенью появилась информация, что завод могут закрыть из-за того, что компания не видит возможности восстановления поставок комплектующих. В октябре 2022 года Межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам одобрила расторжение СПИК паритетного совместного предприятия российской автомобилестроительной группы “Соллерс” и японской Isuzu – ООО «Исузу Соллерс».

Судьба предприятия пока не ясна. Ходят слухи, что японская компания намерена передать или продать свою долю российскому партнеру.

Продажи легких и коммерческих автомобилей Isuzu в России (данные АЕБ)

Продажи новых автомобилей Isuzu российского (ульяновского) производства в 2022 году составили 1 801 единицу (-45,5%), в 2021 — 3 302 автомобиля (данные АО «ППК» — «Паспорт промышленный консалтинг», совместного предприятия АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ»).

Александр Климнов, эксперт «Автостат Инфо»:

— СП с СОЛЛЕРС в Ульяновске уже весной свернуло производство.  Соответственно, продажи по году рухнули на 47,4%. Хотя даже в декабре еще были реализованы 79 машин (–76%) — среднетоннажных моделей NPR, NQR, FSR и даже пара тяжелых CYZ.

SIMAZ

«Симбирский автомобильный завод» с 2018 году выпускает автобусы на базе мощностей ликвидированного BAW-RUS Motor Corporation на шасси Isuzu. В конце 2022 года был заключен первый СПИК версии 2.0, подписанный Минпромторгом, «Симазом» и правительством Ульяновской области. По нему до 2031 года предприятие должно будет произвести 5640 низкопольных автобусов.

Александр Климнов, эксперт «Автостат Инфо»:

— Продажи SIMAZ за 2022-й выросли на 56,8% до 149 единиц. Даже в декабре было реализовано 11 машин (падение на 62,1%). Хотя, скорее всего, после бодрого начала года, сейчас распродают машины, собранные, в лучшем случае, летом.