Около крупных торговых центров могут появиться торговые киоски с продукцией местных фермеров или производителей одежды. Рекомендация организовать около ТЦ нестационарную торговлю была разослана вице-премьером, главой Минпромторга Денисом Мантуровым руководителям регионов.
Это создаст условия для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров. Мера нужна для реализации выпущенного еще в начале 2021 года распоряжения правительства, в котором идет речь о мерах обеспечения продовольственной безопасности, стимулировании предпринимательской активности и расширении возможностей сбыта отечественной продукции, сообщает РБК.
В пресс-службе Минпромторга подчеркнули, что документ, который был разослан во все регионы, носит рекомендательный характер.
“Ключевой задачей этих рекомендаций является поддержка сбыта товаров местных малых товаропроизводителей, увеличение товарного разнообразия на локальных рынках, развитие многоформатной (в том числе нестационарной) торговли”, – говорится в ответе ведомства на запрос “РГ”.
В пресс-службе также отметили, что форматы нестационарных торговых объектов могут быть современными, технологичными и выдержанными в едином стилевом решении. Требования по соблюдению определенной стилистики формулируют и определяют местные власти, которые разрабатывают и утверждают схему размещения нестационарной торговли, пояснили в министерстве.
Не исключено, что в случае проведения комплексной индивидуальной работы с предпринимателями и “тонкой настройки” концепции крупных торговых мест некоторые из сетевых магазинов и торговых центров смогут получить полезное дополнение к тому, что у них есть сейчас, прокомментировал эту инициативу управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский.
“Мы в РСТЦ, конечно, готовы заняться такими проектами”, – отметил он. Чисто физические возможности для такого размещения в большинстве случаев есть. Однако надо смотреть – будет ли достигнут синергетический эффект с общим увеличением продаж, когда выигрывают обе стороны, или же нестационарная торговля элементарно ожидает, что получит трафик на благоустроенной территории, то есть придет на все готовое, а в итоге отнимет часть прибыли “наторгованного места”, подчеркнул Войцеховский. При этом в письме Минпромторга настоятельно рекомендуется предоставлять торговые площадки на льготных условиях или даже безвозмездно, что уже создаст им значительные конкурентные преимущества перед стационарной торговлей, сказал он.
“Вряд ли это даст дополнительный трафик, так как распоряжением определено, что НТО будут стоять на трафике крупных магазинов и ТЦ, то есть прямо у них перед входом, – рассуждает эксперт. – Специально к такому ритейлу покупатели, конечно, не пойдут. Фактически нестационарные торговцы будут пользоваться результатами маркетинга и прочей “раскрутки”, проведённой крупным ритейлом и девелоперами ТЦ. А в каких-то случаях и загораживать витрины и фасады, которые у продвинутых торговых объектов являются предметами особой гордости и поддержания в “глянцевом” состоянии. То есть неизбежно придётся учитывать хотя бы базовые требования урбанистики и дизайна, а это точно без затрат сделать не получится. Конечно же, никто не отменит и требований по поддержанию территории в чистоте, обеспечению безопасности и т.д. Кто будет всем этим заниматься и кто выделит бюджет? Не вменят ли данные требования крупноформатной торговле?”.
По мнению представителя торговых центров, в данном случае неприменима “обязаловка”.
Размещение новых торговых объектов должно вписываться в концепцию торговых мест в широком смысле слова. Более оптимальным было бы предоставление мест под нестационарную торговлю в аренду, если это вписывается в концепцию ТЦ. Это сняло бы большую часть идеологических и практических вопросов. “Самым худшим вариантом вижу, конечно, выделение площадок под размещение нестационарных торговых объектов по одностороннему решению администрации, о котором сетевой ритейл и ТЦ смогут узнать только после введения его в действие”, – говорит Войцеховский.