За то, что симбирский Венец украсился красивейшим зданием с башенкой, ставшим одним из архитектурных символов нашего города, мы должны благодарить Симбирскую губернскую ученую архивную комиссию. Идея создания памятника Ивану Александровичу Гончарову была высказана на ее заседании в 1901 году. Первоначально председатель комиссии Владимир Николаевич Поливанов (1848-1915) хотел установить на Соборной площади бюст романиста. Но наши предки, по словам чувашского просветителя И.Я. Яковлева, предпочитали увековечивать великих соотечественников «общеполезным заведением», а не постановкой «бесполезной, никому не нужной статуи». Закладку здания приурочили к 100-летию со дня рождения писателя – 6 июня 1912 года, деньги собирались по всероссийской подписке. Провели конкурс на лучший проект Дома-памятника. Но не один из рассмотренных вариантов не отвечал поставленным задачам – разместить в доме историко-археологический и художественного музеи, библиотеку, школу промышленного рисования и технического черчения. Тогда в декабре 1912 года обратились за помощью к архитектору А.А. Шодэ (1864-1918).

Не прошло и месяца, как 7 января 1913 года талантливый зодчий представил свой проект Дома-памятника И. А. Гончарову. А.А. Шодэ оказался, как всегда, на высоте. Комиссия, оценив, проект здания, писала: «Исполнено оно в стиле «Ренессанс». <…> В нише фасада, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А. Гончарова – необходимая эмблема Дома-памятника. Основания конструкция всего здания и стильные особенности фасадов и кровли придают дому красивый вид». По бокам крыльца должны были стоять фонари. На башенке хотели установить часы. Намечалось три скульптурных яруса. Наверху – богиня Минерва, венчающая девушку с рукоделием и юношу с книгой. На балконе – бюст писателя; по обе стороны от него на стенах – рельефы, изображающие атрибуты различных искусств. В нишах у входа – статуи, как предполагают, героев романа «Обрыв», Веры Бережковой и Марка Волохова. Не все, что планировал Шодэ, удалось воплотить. Здание Гончаровского дома возводилось в 1913-1916 годы. Работа поначалу шла быстро, но разразившаяся в 1914 году 1-я мировая война задержала строительство. Не хватала ни средств, ни рабочих рук. Скульптурным оформлением пришлось пожертвовать. Основное строительство завершилось в 1915 году. Часть первого этажа заняла Карамзинская библиотека, остальные помещения были приспособлены под лазарет. С одной стороны это давало возможность привлекать дополнительные средства. С другой – несколько лет Дом-памятник фактически находился в руках различных организаций, что ослабляло контроль за его состоянием.

Здание существенно пострадало в годы Гражданской войны. При взятии города Красной Армией 12 сентября 1918 года на башенке находился пулемет. Обе воюющие стороны использовали Дом – памятник как господствующую высоту, с которой удобно вести огонь. Пулемет строчил сначала по наступавшим красным, а потом по отступавшим белым. Зато уже через месяц после освобождения города начались ремонтные работы в здании. Курировал их возглавивший в 1917 году архивную комиссию Павел Любимович Мартынов (1847-1921). С 1918 года в здании разместился единый Народный музей. Он стал наследником трех дореволюционных музеев Симбирска: естественно – исторического, церковного и музея архивной комиссии. В том же 1918 году, на основе художественных коллекций бы образован, а в 1920 году принял первых посетителей Художественный музей.
Сейчас в здании размещаются Ульяновские областные краеведческий и художественный музеи.

Фонд Р-1941 (Управление главного архитектора города Ульяновска) оп. 6, д. 67, л. 1

Публикация группы Государственный архив Ульяновской области