На последнем заседании комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству заксобрания министры Александр Черепан и Сергей Воронцов рассказали, куда пойдут дополнительные десятки миллионов рублей, частные перевозчики пожаловались на ульяновские автобусы SIMAZ и несправедливые штрафы за нарушение графика движения. Выяснилось, что некоторые сироты, претендующие на бесплатное жилье, живут на Кипре, а частникам нужно вколоть сыворотку правды, чтобы узнать, почему они не покупают большие автобусы.
Сироты «за 50»
Министр ЖКХ и строительства Александр Черепан озвучил изменения, которые планируется внести в региональную госпрограмму «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области». В бюджет поступят 144,8 миллиона рублей, выделенные федералами на переселение людей из ветхого и аварийного фонда. Это позволит перераспределить деньги: 70 миллионов из областной казны направят на финансирование одноименной региональной программы. Ранее в ней было заложено всего 26 миллионов рублей.
250 миллионов рублей составит взнос в Фонд развития территорий. Соглашение с ним было подписано в 2020 году: дома обманутых дольщиков достраиваются сдельно — 80% федералы, 20% региональный бюджет. Чтобы исполнить обязательства, область должна в общей сложности внести 859 миллионов; после планируемого транша взнос региона составит более 560 миллионов.
На покупку квартир для детей-сирот добавят 155 миллионов рублей (средства изыщут из дополнительных доходов в бюджет). С учетом этих денег сумма, которую освоят в этом году, вырастет до 400 миллионов — их должно хватить на 170 квартир. Как уточнил Черепан, на последних торгах жилье для сирот покупали за 68 тысяч рублей за квадратный метр на вторичном рынке. Плюс к этому губернатор Алексей Русских пообещал, что по мере увеличения доходной части в следующих распределениях средств выделят еще 100 миллионов.
Руководитель комитета Дмитрий Грачев попросил вести тщательный контроль за качеством жилья, отметив, что «ситуация иногда была неподобающей». Депутат Дмитрий Алексеев рассказал, что в Сурском для сирот построили шесть двухквартирных коттеджей: их качество оставляет желать лучшего, вдобавок они находятся на окраине райцентра, что неудобно.
Александр Черепан заявил, что информация обо всех обнаруженных недоделках будет передана правоохранителям. Кроме того, в ТЗ на будущие закупки включат дополнительные пункты — например, что дома в обязательном порядке должна обслуживать управляющая компания.
На начало 2023 года в реестре числится 1900 детей-сирот, нуждающихся в жилье. Между тем, в середине прошлого года нуждающихся было около 2000. Черепан объяснил причину расхождений:
— Количество меняется, потому что отсутствует социальное сопровождение сирот после того, как они «выпорхнули» из детского дома, нет четкого учета, есть ли у них жилье, есть ли попечители. Мы провели работу по уточнению нуждаемости и скорректировали список, уменьшили его более чем 130 человек. Среди них были те, кому уже далеко за 50, кто-то живет в Питере, на Кипре, в Греции.
Добавят на дороги
Об изменениях, вносимых в подпрограмму «Безопасные и качественные дороги», рассказал министр транспорта Сергей Воронцов. Дополнительное финансирование отрасли составит 726 миллионов рублей: 600 миллионов — сверхплановые доходы дорожного фонда в 2022 году, 126 миллионов — увеличение плана поступления акцизов на нефтепродукты в текущем году. Львиная доля из этой суммы — 687 миллионов — поступит в бюджеты муниципалитетов на ремонт дорог. 44 миллиона вложат в дорожную сеть Ульяновска.
В этом году решено отказаться от строительства метеостанции. Она, по словам Воронцова, была нужна для того, чтобы контролировать погодные условия и быстрее оповещать дорожные службы о грядущих снегопадах. Экономия составит 5 миллионов рублей. Впрочем, министр уточнил, что «если будет понимание по финансированию, ее построят».
Куда еще добавят денег? В ближайшие два года из федеральной и региональной казны увеличат финансирование строительства и реконструкции мостов в Ульяновске (на 774 миллиона в 2024-ом, на 401 — в 2025-ом). По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году региону добавят 63 миллиона рублей, в 2025 — более миллиарда.
— По строительству моста на Шевченко-Смычки мы работаем с федеральным центром по дополнительному финансированию. Предварительно, есть сдвижки с 2024 на 2023 год. Но не хотелось бы забегать вперед, пока нет точного ответа от федералов, — пояснил министр.
Воронцов рассказал, что дополнительное финансирование получат и перевозчики:
— 54,5 миллиона рублей пойдут на возмещение затрат, связанных с приобретением автобусов по договорам финансовой аренды в 2019 году, 10 миллионов — на компенсацию перевозчикам недополученных доходов. На 80 миллионов увеличатся выплаты железнодорожникам: из них 10 миллионов — на возмещение недополученных доходов, 70 миллионов — на выплаты по мировому соглашению на компенсацию убытков от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. На 15,5 миллионов увеличится финансирование мероприятий на перевозки пассажиров воздушным транспортом.
В 2024-2025 годах на 20 миллионов урежут федеральные средства на развитие экологически чистого транспорта, также экономия коснется переоборудования транспортных средств. А вот на строительство АГНКС региональных денег добавят.
Будем закрываться
Довольно бурно на комитете выступили перевозчики. Директор межрегионального профсоюза «Транспортный альянс» Святослав Малаев рассказал о печальном опыте приобретения 50 автобусов SIMAZ по областной программе.
— Они оказались ужасного качества — думали, японские, а они ульяновские. Выезжали на линию, и сразу же возвращались в гараж с поломкой. Выпадающие доходы в период ремонтных работ нам никто не возмещал, — рассказал Малаев.
Еще одно пожелание перевозчиков — перед тем, как штрафовать за несоблюдение графика движения, учитывать пробки в час пик, обеспечить качественную уборку дорог, сделать выделенные полосы для общественного транспорта. Иначе встает вопрос: «Нужны ли мы вообще городу?».
Руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев согласился, что с учетом лизинга стоимость автобусов увеличилась за последнее время в разы. Для поддержки, в том числе, частных перевозчиков нужно разработать госпрограмму. Но для участия в федеральных программах и получения льготных лизингов частникам нужно соблюдать определенные условия:
— Перевозчики должны быть прозрачны: это уплата налогов, белая выручка, обилечивание пассажиров, соблюдение расписания. У нас вопросы к вечернему времени и выходным дням. Субсидии, к сожалению, небольшие — они были направлены на маршруты, которые переходят на работу на регулируемый тариф, на выпадающие доходы: 26,5 миллионов рублей — сумма, на которую мы рассчитываем.
Слово взял перевозчик Владимир Горюнов. Предприниматель был очень эмоционален:
— Сколько можно «отбеливать» перевозчиков? Результат — за последние четыре года обновление приостановилось. Постоянно говорят: добавьте минимальную зарплату. Если вы считаете, что у нас есть огромные заработки, то за счет чего ПАТП постоянно «уползает» вниз? Москвичи работают по 50-60 рублей за билет, мы — за 28. Экономим на обслуживании, качестве запчастей, масел. Но придет время, когда будет уходить не 10% подвижного состава, как сейчас, а 30%. Это самый низкорентабельный бизнес, если его можно так назвать. Мы взяли обязательства поднять зарплату водителям до 20 тысяч — это смертельно. Нет таких денег у предприятий. Во всем мире пассажирские перевозки дотационные — нам же не выплачивают дотации, заставляют платить налоги, мы не успеваем за ростом цен. Все идет к тому, что будем все скоро закрываться.
Ему не менее эмоционально ответил Василий Гвоздев. Он вспомнил, как частники забирали «жирные» маршруты, много раз обещали заменить микроавтобусы большими автобусами. Но прошло 20 лет, ничего не изменилось:
— Тут нужно было сыворотку правды вколоть, чтобы узнать, что на самом деле происходило. У всех причины, как не сделать. Не снимайте с себя ответственность! Мы должны продолжить закручивать гайки. Тем, кто качественно обслуживает маршруты и берет субсидии — помогать, а тех, кто ничего не делает, выжимать с рынка. Давайте смотреть с точки зрения людей, от которых идут жалобы. Будем искать компромисс — если получаете помощь, повышайте и качество. Не сделали годовой план — уходите.
Виталий Кузин высказал мнение, что пока нет власти в городе, не будет и принципов реформирования общественного транспорта:
— Нужен большой анализ и подход не формальный, а персональный. Рынок на самом деле очень темный, и мы не наведем порядок при нынешней ситуации. Сегодня кто-то на этом зарабатывает, когда смотрит с двойными стандартами на маршрутчиков. Надо это прекращать, — заявил депутат.