На прошлой неделе губернатор Алексей Русских поручил городской власти разрешить проблемы с отвратительной (с) работой электротранспорта: из новых “Львят” в рабочем состоянии осталась только половина, парк трамваев изношен на 73%, трамвайные пути – на 80%. Как итог – отсутствие у предприятия выручки и отток пассажиров на более стабильные маршрутки. Сегодня фактически новый директор МУП “УЭТ” Дмитрий Шорин представит главе региона антикризисные предложения. Накануне мы встретились с топ-менеджером предприятия – оценить масштаб проблем и поговорить о первоочередных шагах выхода из патовой ситуации.
Бодрые чешские “Татры” и новые “Львята” со сломанными двигателями и бандажами
Из общего количества приобретенных два года назад вагонов “Львенок” сейчас на линии выходит только половина – 14 единиц, остальные 15 находятся в ремонте. Из-за ледяных дождей сломались семь двигателей, еще на семи трамваях лопнули бандажи.
Экспертиза показала, что бандажи вышли из строя из-за нарушения технологии их производства (производитель — Невский завод электрического транспорта, прим.ред.). Поставщику ПКК “Транспортные системы” направлена претензия, выставлен счет для возмещения убытков в досудебном порядке. Стоимость деталей оценивается в 950 тысяч рублей.
– Сегодня у нас еще один “Львёнок” должен выйти со второго депо. Рабочие в процессе ремонта руку набивают – техника новая, подход выполнения работ не совсем понятен. Проблема с бандажами по той же причине случилась не только у нас в городе, но только мы довели дело до экспертизы. И не остановимся в случае отказа, доведем дело до суда. В этом случае заводу-изготовителю будут дополнительно предъявлены еще и потери за невыход вагонов на линию, – говорит Шорин. – У бандажей, как выяснилось, ресурс 150 – 200 тысяч км. “Львята” его накатали, УЭТ должен был быть к этому готов. В Казани, например, в ремзоне было по несколько комплектов на единицу. Мы же думали, что ресурс у бандажей вечный, как у “Татр”.
Проблему с перемоткой двигателей решают в Самаре – МУП заключил контракт с ООО “Электромеханик” на 420 тысяч рублей. Пять электродвигателей уже доставлены исполнителю для перемотки, два готовы к эксплуатации. Срок по остальным – порядка двух недель.
Вывести на линию не менее 95% подвижного состава, в том числе всех “Львят”, планируется до середины апреля. Для ремонта новых вагонов в УЭТ намерены организовать специальный ремонтный пост, цена всего оборудования – 8 млн рублей.
– Если в начале недели выходил 51 трамвай, то сейчас уже 60. Я не буду хвастаться, но если до меня с ремонта не выходило ни одного трамвая, вагоны только ломались и отправлялись в отстой, то сейчас мы показываем положительную динамику. За выходные с северного депо после ремонта выпустили восемь вагонов. У чешских вагонов “Татра” в основном изношены редукторы, которые не подлежат ремонту. Такие составы мы будем утилизировать – это процентов 10% от всего парка. Остальные “Татры” довольно-таки бодрые, живые, мы их однозначно приведем в порядок. В целом трамвайный парк, а это 190 единиц, изношен процентов на 70.
Деревянные шпалы сгнили, рельсы изношены на 80%
Уникальной особенностью рельсового хозяйства Ульяновска является тот факт, что 90% путей – выделенные, то есть не пересекаются с улично-дорожной сетью. Общая протяженность трамвайных путей в городе составляет 129,1 км, и учитывая срок эксплуатации в 10-12 лет, 80% из них изношено. 58% протяженности пути уложено на деревянные шпалы, из них 60% сгнили и пришли в негодность. С 2019 по 2022 на магистральных маршрутах УЭТ за свой счет отремонтировал 12,1 км путей на 86,8 млн рублей. Сейчас предприятие ищет 19 млн рублей, чтобы закупить специализированный транспорт для содержания путей. Это путерихтовочная машина, самосвал на базе КАМАЗ, шпалоподбивочный блок, насадка-гидромолот для “Бобкэта”, экскаватор-погрузчик, передвижной сварочный агрегат и аварийная машина с оборудованными бокс-мастерскими.
– Наша программа максимум – отремонтировать в этом году 39 км магистральных, самых загруженных путей. Но это если войдем в какие-то федеральные программы, потому что цена вопроса зашкаливает, собственных средств на это нет. Сейчас на складах у нас имеется 1,5 – 2 км рельсо-шпальных решеток, пустим их на парк Юности, потому что там пути лежат еще с 70-х годов, – говорит Дмитрий Шорин.
Пассажир пересел на маршрутки
И.о. директора УЭТ признается, что предприятие близко к точке невозврата: из-за простоя трамваев нет сборов и выручки. Привыкшие к регулярным трамваям пассажиры сейчас пересаживаются на более предсказуемые по расписанию маршрутки.
– Город выпадающие расходы не компенсирует, так как я не могу предъявить километраж. Никто не будет платить за неработающий транспорт. А мне надо оплачивать электроэнергию, выплачивать зарплаты… На сегодняшний день самое главное – не потерять пассажира, потому что он же начинает альтернативу искать, в маршрутки залазить, оценивать, где лучше. Наша задача – обеспечить нормальный проезд, чтобы человек вышел вовремя и хочешь – не хочешь, сел в трамвай. На это нужны деньги, сейчас их нет. На эту тему буду с руководством разговаривать, потому что нам нужно вырваться из этой цепочки.
За аварии на путях придется заплатить
Помимо внутренних проблем предприятия на срыв расписания и изменение хода движения трамваев влияют внешние факторы, в частности, ДТП. Сейчас УЭТ прорабатывает вопрос, как наложить материальную ответственность на водителей, которые не успели проскочить через трамвайные пути. Прецедент уже есть – в досудебном порядке виновник аварии согласился выплатить 150 тысяч рублей.
– Мало того, что у нас тут внутренние проблемы, так нам ещё и внешние подкидывают. Вот вчера, в понедельник, три аварии остановили движение электротранспорта на Тимирязева, у моторного завода, в Новом Городе. Пока аварийный комиссар приедет, ДПС… . Я поставил задачу, чтобы хулиганам, которые пытаются проскочить через трамвай, выставляли счет за простой маршрутов. Сколько это будет стоить, пока сказать не могу, надо просчитывать.
Тестовые валидаторы
С 1 февраля в троллейбусах запустили безналичную систему оплаты проезда, на подвижном составе установили 44 валидатора. Пока работа ведется в тестовом режиме, во всех вагонах остаются кондукторы-контролеры, которые в случае отсутствия карты могут пробить чек за наличный расчет. Трамваи с безналичной оплатой планируется запустить с 1 апреля. Сейчас ведется установка и отладка 102 валидаторов.
– Есть валидаторы, которые пока не включились, либо вовремя не снимают оплату – процесс пока тестовый. Пока четко не увидим приход денег, кондукторов с вагонов не снимем. Возможно, кондукторов как контролёров оставим и после тестового режима. Нужно будет просчитать, что экономически выгоднее, – говорит Шорин.