Начальник Управления образования администрации Ульяновска Светлана Куликова называет себя человеком-системой, возможно, это и позволяет ей быть бессменным руководителем ведомства на протяжении вот уже семи лет. 15 февраля она отметила свой юбилей, Ultoday73.ru в канун праздника взял у ее большое интервью. Беседа выдалась содержательной и эмоциональной. Именинница рассказала об особенностях действующей образовательной системы, затронула кадровый вопрос и тему организации питания детей, а еще поделилась секретами красоты и забавными ситуациями из жизни.
Быть профессионалом
— Как вам удается столько лет быть начальником управления?
— Если говорить о моем месте в образовании, то могу со всей ответственностью заявить, что эту сферу я знаю на молекулярном уровне. Пройдя все ступени профессионального роста, я понимаю, что каждый этап требовал много сил, высокого профессионализма, ответственности и постоянного саморазвития. Самое главное — нужно много читать, знать, как выстроена работа в других субъектах, и все это вкупе создает систему. Я вообще человек-система, и уверена, что только так можно получить результат. Стать хорошим специалистом нельзя за один день, для этого нужно долго и кропотливо работать. Считаю, что секрет кроется в профессионализме.
— За это время были серьезные структурные изменения в работе ведомства?
— Да, но они не были настолько масштабными, как в период создания управления. В то время им руководила Людмила Дмитриевна Соломенко, мы с ней много работали, и я ей благодарна за то, что она меня всему научила. Мы продумали всю систему городского образования именно такой, какой она является и сегодня. Конечно, сейчас настал тот период, когда нам нужно создать методическую службу. Эту задачу перед нами поставил губернатор Алексей Русских. В настоящее время мы набираем сотрудников, и, думаю, эта служба станет дополнением к той работе, которую ведут наши наставники с молодежью и педагогическим коллективом. Кроме того, нам необходимо повышать качество образования, в городе его уровень составляет в среднем 53%. Отмечу, что это только те дети, которые учатся на 4 и 5. Показатель средний, так как у нас есть ряд организаций, где качество образования порядка 73%. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше наших детей получали положительные оценки.
— Лично для вас оценки – это показатель ума или же некое мерило, которое помогает подводить статистику?
— Думаю, что ум школьника оценивать некорректно. Каждого мы оцениваем по тем результатам, которые он выдает после изучения материала. Недавно я была на фестивале науки в техническом лицее и ознакомилась с работой всех площадок. Дети меня просто покорили. Они научили меня пользоваться квадрокоптером, я видела прекрасный робот-пылесос, который изобрел второклассник. Представленные на фестивале работы просто восхищают, и далеко не факт, что эти талантливые дети учатся на пятерки по всем предметам. Самое главное, чтобы у ребенка была увлеченность и желание что-то делать в этой жизни. А уровень у каждого свой. Учащийся должен быть успешен, но по-своему. Мы все разные. Например, мне всегда прекрасно давались литература и русский язык, но при этом с трудом шли математические дисциплины. Когда ребенок знает все предметы на пять, это исключение, и, к счастью, они у нас бывают. Порядка 10% от выпускников 11-х классов получают медали за успехи в обучении. Считаю, что каждый должен заниматься тем, что интересно, и, возможно, это станет делом жизни.
— Какие задачи стоят перед системой образования в современных реалиях?
— Образование должно всегда идти на шаг впереди. От качества образования напрямую зависит экономика страны. Наша задача — сделать все возможное, чтобы государство развивалось ускоренными темпами. Сейчас школа — база для профессионального и личностного развития человека. Важно, чтобы каждый понимал, что необходимо не только найти свое место в жизни, но и думал о том, какую пользу может принести своей стране. И поверьте, это не высокопарные формулировки, а то, что должно быть в каждом из нас сегодня.
— 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Что это даст отрасли?
— Необходимо возродить престиж профессии педагога и в целом поднять ее на новый уровень, признать особый статус педагогических работников, которые осуществляют наставническую деятельность. У нас уже на муниципальном уровне подготовлен план по тематическому году. За основу мы, конечно, взяли региональный, и он достаточно обширный. Нужно отметить, что, к примеру, предыдущий год не был тематическим, но большая работа в этом направлении уже велась. К педагогу всегда было внимание, но, может быть, не на таком уровне, на который хочет его поднять наш Президент Владимир Владимирович Путин в Год педагога и наставника. Мы понимаем, что ответственность учителей перед обществом колоссальная, но при этом не стоит забывать и об ответственности общества перед ними.
— Про педагогов понятно, а как обстоят дела с наставничеством?
— Наставничество — важное направление в жизни каждого человека, и оно затрагивает не только школы. Каждый из нас когда-то закончил учебное заведение и впервые поступил на работу: на предприятие, в медучреждение и так далее. Молодой специалист сталкивается с трудностями. Именно в этот момент он нуждается в помощи опытных коллег.
Очень важную роль играет наставничество в школе. Хочу сказать, что в образовательных организациях оно было всегда. В школе ты общаешься с детьми, родителями, педагогическим коллективом, и нужно выстроить отношения со всеми участниками образовательного процесса и, конечно, дать каждому ребенку хорошие знания. Считаю, что труднее всего молодым специалистам приходится именно в школе. Отмечу, что у нас есть еще и молодые директора, которым тоже нужны советы. За каждым из них закреплен наставник, этот процесс всегда был и будет в системе образования.
— Сколько у нас сейчас молодых управленцев?
— Человек 20 точно. Мы их заранее тщательно готовим, у нас есть кадровый резерв — очень длинный список. Мы их регулярно отправляем на обучение, чтобы они были теоретически подкованы. Директорский коллектив обновляется ежегодно. За каждым молодым управленцем мы закрепляем опытного наставника, который помогает справиться с первыми сложностями.
— Есть кадровый голод в учреждениях?
— Да, потребность в педагогах есть, и очень большая. Мы ведем по этому вопросу мониторинг и учет, делаем заявки в педагогический университет, нам очень нужны молодые специалисты. Вакансий достаточно большое количество, но это не значит, что уроки в школах некому вести. У действующих педагогов сейчас большая нагрузка, но я рада, что они с ней справляются и выдают хороший результат. Коллективы постепенно молодеют. По последним данным, у нас работает 580 молодых специалистов.
— Кого вы считаете своим наставником?
— Их было несколько. Первый — директор школы, в которой я работала 12 лет, Валентина Николаевна Тихонова. Я всегда вспоминаю её с благодарностью, она профессионал высокого уровня, с которым было очень интересно работать.
Потом, когда я пришла в управление, моим наставником была Людмила Дмитриевна Соломенко. Ее я бесконечно уважаю, приглашала вернуться на работу в управление, но она приняла другое решение.
— Не могу не задать вопрос о школьном питании.
— Оно у нас на постоянном контроле. Хочу сказать, что мы были одними из первых в стране, кто выстроил систему родительского контроля. Я совсем недавно принимала участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях. В номинации «Лучшая муниципальная практика осуществления комплексной модернизации системы организации питания в общеобразовательных организациях» среди 14 финалистов конкурса первое место заняло Управление образования администрации города Ульяновска. Питание — это то направление, которое всегда нуждается в проверке, и не потому, что мы кому-то не доверяем, а потому что от этого зависит здоровье наших детей.
Операторы питания регулярно участвуют в школьных собраниях, для нас важно выстроить диалог, чтобы все друг друга могли услышать.
— Большая часть средств бюджета города идет на образование, оправданно ли это?
— Бюджет города всегда был социально ориентирован. Что касается нашей отрасли, то у нас двухканальное финансирование: региональное — это в основном зарплаты, и муниципальное — эти деньги идут на содержание зданий, зарплаты сотрудников центров творчества и питание в школах и детских садах по программе «Забота». Кроме того, сюда входит подготовка учреждений к началу учебного года, в первую очередь это обеспечение безопасности и ремонтные работы. Конечно, нам бы хотелось большего финансирования из городского бюджета, но мы прекрасно понимаем, что он существует благодаря доходам, и это как «кошелек хозяйки»: нужно распределить средства так, чтобы хватило на все сферы.
— В январе депутаты проверяли школы на недотоп. Какая сейчас обстановка?
— Вот передо мной лежит мониторинг температурного режима, прошу заметить, что от 09.02.2023 года (день записи интервью. — Прим. ред.). Он соответствует СанПиН: 20 ° – 25 °, 22 ° — 23 °, все в пределах допустимого [цитирует документ]. Такой отчет приходит ежедневно. Если же зимой происходят сбои, мы делаем все возможное, чтобы их ликвидировать и снять проблему.
— Если сравнивать нас с другими городами ПФО, на каком уровне находится образовательная система Ульяновска?
— Я общаюсь с коллегами, начальниками профильных управлений и скажу, что у каждого свой путь развития, каждый муниципалитет определяет для себя приоритеты в соответствии с условиями, в которых находится. Но было очень приятно, когда до пандемии к нам приезжали коллеги из других городов, чтобы изучить наш опыт. Так сложилось, что по многим направлениям мы впереди. Мы одни из первых решили вопрос с детскими местами в дошкольных учреждениях для малышей до 3-х и 1,5 лет. Одни из первых внедрили мягкий профиль в «дошколку». В детский сад №186 ежедневно детей с ОВЗ из Ленинского и Железнодорожного районов возит автобус. Эти ребята не могут передвигаться самостоятельно. В учреждении открыты две спецгруппы, и мы помогаем таким детям развиваться.
Наша школа №42 была федеральной площадкой по инклюзии, все педагоги прошли необходимую подготовку, и сейчас там проходят семинары для коллег со всей области и соседних регионов по созданию адаптивных программ и индивидуальной работе с ребенком. Мы одни из первых начали заниматься профильным обучением в школах. И таких достижений у нас много. Все это говорит о том, что коллегам есть чему поучиться у нас, и это, безусловно, радует.
— Какие характерные черты есть у нашей образовательной системы?
— Наверное, особенность в том, что каждая образовательная организация имеет свое лицо. Рекомендую вам посетить детский сад №221, они уже давно дружат с авиацией, ребята знают все об отрасли, известных летчиках и хотят быть пилотами, стюардессами. Тот же технический лицей показывает высокие результаты, а лицей №11 сейчас плотно работает над тем, чтобы стать химико-биологическим. В каждой из организаций есть что-то уникальное, это и отличает нашу систему от других. Когда везде все одинаково, это же неинтересно.
— Как часто в адрес управления поступают жалобы от родителей?
— Родители — участники образовательного процесса, и с ними мы тоже много работаем. Я всегда говорю о том, что если родитель, ученик и учитель работают в тесной связке, то и конфликтов не возникает. Да, у нас бывают спорные ситуации, порой приходится лично вмешиваться и разрешать их. Считаю, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. На меня часто обижаются руководители и учителя за то, что я принимаю сторону ребенка. Каждый из нас профессионал в своем деле, и мы обучены тому, как не допустить конфликтов. Мы знаем, что умный из двух спорящих всегда попробует найти компромисс. Пользуясь случаем, хочется сказать большое спасибо нашим родителям за то, что они стали активными. Сейчас нет равнодушных родителей, и за это я их благодарю. Иногда они приходят ко мне со своими проблемами, и если это случается, я понимаю, что у них такая боль, которую они нигде не могут разрешить. Всегда стараюсь помочь.
— Как идет строительство новых школ и садиков? В сроки укладываемся? Денег хватает?
— Думаю, что летом будет завершено строительство детского сада на улице Шигаева. Это значительно снимет напряжение, которое есть в районе. Переполнены у нас лицей №100 и близлежащие школы, поэтому там началось строительство нового учреждения. В целом в этом направлении у нас работа идет.
О личном
— Мне часто учителя говорят, что они живут работой и времени на своих детей просто нет. У вас так же?
— Да, такая проблема есть. Когда я работала учителем, была огромная нагрузка, и сейчас мне иногда очень стыдно перед дочерью, что в какие-то моменты я недостаточно уделяла ей внимания. Есть такое. Мне бы очень хотелось, чтобы у наших учителей, которые работают в ульяновских школах, мам, пап хватало времени на все. Это мой профессиональный посыл, совет и наставление.
У меня была одна очень показательная история, ее я вам сейчас расскажу. В очередной раз я взяла домой проверять дневники, как всегда, села за стол дочери, и тут мне попадается один из них. Фамилии нет, подписей родителей тоже. Соответственно, я как учитель написала: «Уважаемые родители! Мне непонятно ваше спокойное отношение к ребенку. Пожалуйста, отзовитесь…». Каково же было мое удивление, когда ко мне подошла дочь и сказала: «Мам! Ты сама себе, что ли, замечание написала?! Это мой дневник. Ты хоть раз возьми его, проверь и распишись». Конечно, мы всё свели к шутке и долго смеялись, но это я запомнила надолго.
Была еще одна ситуация. Когда дочка училась в 7-м классе, у меня не было времени ходить на родительские собрания. Один раз она меня очень попросила все же прийти, ведь ко всем ребятам родители ходят, а к ней — нет. Я дала ей слово. С учительницей мы были на связи, я знала про нее все, но никогда вживую не видела. Уточнила у дочери кабинет, в котором должно быть собрание, но пока я ехала до школы, забыла номер класса, но вроде бы нашла его. Немного опоздала, конечно, зашла, извинилась и села за последнюю парту. И тут я понимаю, что учительница как-то странно смотрит на меня. Ну, я списала это на то, что она меня видит впервые. В конце педагог говорит: «Уважаемые родители, у нас остался один-единственный вопрос. Наши дети заканчивают 11-й класс, давайте обсудим, как мы будем готовиться к выпускному вечеру». Тут до меня дошло, что я пришла не туда, извинилась и молча ушла [смеется]. Приехала домой, рассказала эту историю родным. Все, конечно, хохотали, но Маша взяла с меня слово, что на следующее собрание я точно приду. Так и случилось.
Вот я рассказала вам две истории из жизни и еще раз хочу отметить, что это неправильно. Так быть не должно.
— Кроме сферы образования, в какой отрасли вы бы смогли построить карьеру?
— В медицине. Возможно, это звучит странно, но когда я училась в институте, у нас были обязательные курсы медицинских сестер. С удовольствием на них ходила. Мы проходили практику в БСМП, учились делать уколы, ухаживать за больными, у нас был настоящий государственный экзамен. У меня есть диплом медицинской сестры гражданской обороны. Кроме этого, мы все были поставлены на учет в военкомате, и нас при необходимости вполне могли призвать. Когда меня снимали с учета, присвоили звание старшего сержанта медицинской службы запаса. Вот так.
Медицина вызвала у меня большой интерес. Мне подарили книгу — справочник практикующего врача. Если у меня или у близких друзей возникают вопросы по здоровью, я его всегда открываю. Кроме того, у меня очень хорошая память на лекарства. Честно говоря, не могу объяснить, почему именно они всегда откладываются в памяти, но это так.
— Вы всегда прекрасно выглядите, в том числе на ранних аппаратных совещаниях в мэрии. В чем секрет?
— На самом деле, этот вопрос я слышу очень часто [улыбается]. Первое, что я хочу сказать, — у меня на чердаке нет волшебного портрета Дориана Грея. Я с огромной благодарностью вспоминаю своих родителей, которые одарили меня хорошими генами. У моей мамы первые морщины появились в 80 лет, когда умер отец. Немалую роль играет мой оптимистический характер и активный образ жизни. Это позволяет быть всегда собранной и привлекательной для окружающих.
— Что для вас красота?
— Внутренний мир человека. Если он честен перед самим собой (а ведь это очень трудно, куда проще говорить правду окружающим, но не себе), если он добрый, искренний и кроме себя любит тех, кто рядом, и готов всегда протянуть руку, то я вас уверяю: этот человек будет красив и внешне.
— С каким персонажем из отечественной литературы вы себя ассоциируете?
— Я обожаю русскую классику, но такого персонажа нет. Из русской литературы я люблю Михаила Юрьевича Лермонтова. Особенно произведение «Герой нашего времени», причем все главы. Они все о внутреннем мире и учат нас быть немного другими.
— В свободное время вы выберете почитать книгу или ленту новостей?
— Очень сложный выбор. Меня интересуют новости, но еще немаловажно, какая книга лежит передо мной. Наверное, я выберу книгу, но потом уже новости.
— Как отметите юбилей?
— На работе. У меня так принято. Раньше я еще приезжала к маме и поздравляла ее, но в этот раз уже не получится…
— Каких подарков ждете?
— Искренности от всех людей, которые будут меня поздравлять. Наверное, всем нам сегодня не хватает тепла и честности.
— О чем сейчас мечтаете?
— Это такой сложный вопрос, на него нельзя однозначно ответить. Если же говорить о моей глобальной мечте, то я хочу, чтобы в мире было много добра, а все дети были здоровы и счастливы. Что же касается меня, то я мечтаю, чтобы дорогие и близкие мне люди были рядом со мной, и всегда было взаимопонимание.
Фото: vk.com/uluprobr