К Масленице “Российская газета” рассчитала “индекс блинов”. Этот показатель вывели на основе данных Росстата о стоимости продуктов за январь 2023 года к январю 2022 года (данные по итогам нынешнего февраля появятся чуть позже). “Индекс блинов” отображает, на сколько в среднем выросли за год цены на то, из чего состоит блин.
За основу был взят классический рецепт, включающий пол-литра молока, 300 г муки, 2 яйца, 2 столовые ложки подсолнечного масла, а также половинку чайной ложки соли и столовую ложку сахара. За год этот набор подорожал на 5,4%.
Заметнее всего на относимости главного масленичного блюда сказался рост цен на молоко, которого больше всего нужно для приготовления блинов.
Так, если в начале пошлого года хозяйки покупали литр молока за 65,16 рубля, то в этом году его стоимость составила уже 74,42 рубля. Стоимость подсолнечного масла выросла с 125,97 рубля до 131,47 рубля за литр.
Килограмм сахара за год стал дороже на 5,6 рубля (было 57,41 рубля, стало 63,07 рубля). Соль теперь обходится дороже на 3,5 рубля за килограмм (было 14,75 рубля, стало 18,27 рубля). Мука из “блинного набора” выросла в цене на 2,53 рубля (было 48,38 рубля, стало 50,91 рубля за килограмм).
Единственный подешевевший за это время продукт – это яйца. В 2022 году десяток яиц стоил 84,91 рубля, сейчас тот же десяток обойдется в 81,33 рубля.
Примечательно, что увеличение “индекса блинов” оказалось заметно ниже общей инфляции в стране. Напомним, в целом за 2022 год, по данным Банка России, инфляция в РФ составила 11,94%. И здесь свою роль сыграл рекордный урожай многих культур – в частности, зерна. В прошлом году было собрано 153,83 млн тонн зерна в чистом весе, что на 26,7% больше, чем в 2021 году. В том числе урожай пшеницы составил 104,44 млн тонн (рост на 37,3%). Не менее рекордным оказался и сбор масличных – по предварительным данным, урожай подсолнечника, сои и рапса составил 24,8 млн тонн.
Производство молока также немного подросло. В частности, за 10 месяцев 2022 года, оно выросло на 3,4% к уровню 2021 года, до 20,8 млн тонн. Однако себестоимость этого продукта тоже выросла из-за роста затрат бизнеса. В среднем по прошлому году, по данным Союзмолоко, увеличение составило до 16-20% и цены как раз отыграли рост затрат.