В Ленинском районном суде продолжается рассмотрение дела экс-замгубернатора Анатолия Озернова, обвиняемого в получении особо крупной взятки. 27 февраля сторона защиты пригласила соседа тестя Озернова по даче Алексея Оленева и уже бывшую помощницу подсудимого Светлану Широкову. Последняя призналась, что наловчилась подписываться за начальника, плюс в кабинете без присмотра периодически оставалось факсимиле.
Сосед Евгения Гажиндаева [тесть Озернова] Алексей Оленев в ходе допроса в качестве свидетеля рассказал, что владеет участком в СНТ “Оазис-1” с 2015 года. С тестем Озернова познакомился в УИГА, когда работал там бухгалтером. Поэтому знал о высоких доходах Гажиндаева, когда тот занимал должность проректора. Озернова свидетель знал по работе – встречался с ним во время проведения совещаний в УиГА и официальных праздников. Относительно участка и самого дачного дома в СНТ свидетель заявил, что он принадлежит Гажиндаеву, строительством дома занимался Андрей [Шувалов], однако сам Оленев от услуг последнего отказался – тот в работе использовал дешевые стройматериалы.
Вслед за Оленевым за кафедру пригласили экс-помощницу подсудимого Светлану Широкову – она бок о бок проработала с Озерновым с 2010 года. Свидетель охарактеризовала подсудимого как трудоголика:
– У Озернова всегда была большая нагрузка – много заседаний, совещаний, собраний, огромное количество почты, порой доходило до тысячи документов в день. В приемной у нас всегда были помощник и секретарь, больше никого. Озернов еженедельно уезжал в командировки – сам или с губернатором. Несмотря на это, он исполнял свои обязанности четко. Возвращаясь, он работал с двойной нагрузкой 24/7.
Своего руководителя Широкова характеризует как человека с большой буквы: “Он честный, порядочный. Мне просто посчастливилось, что я работала с таким человеком. Озернов всегда был дипломатичным, уважительно ко всем относился. Четко доводил до нас указания. Несмотря на свою занятость, он всегда был очень аккуратен с документами”.
Хранитель факсимиле с натренированным росчерком
Со слов Широковой, она была хранителем его факсимиле, которое лежало в незащищенным замком ящике её стола. Свидетельница, с ее слов, использовала его только при согласовании с Озерновым по телефону или смс. Всего за время работы экс-замгубернатора было изготовлено порядка двух факсимиле. О существовании факсимиле знали многие, к примеру, начальники управлений Щипанова, Будейкина, Прокофьев и Преображенский.
– Во время командировок Озернов возлагал обязанности, в том числе и подпись документов, на заместителей, но это было редко. Если обязанности ни на кого не возлагались, тогда документы копились, Озернов рассматривал их по возвращению. Факсимиле применяли и изготавливали из-за частных отсутствий Озернова. За все время работы было изготовлено два факсимиле, т.к. они приходили в негодность. Эта обязанность была возложена на ОГКУ Управделами региона. Образец подписи оставлял Озернов. Факсимиле ставили в основном на сопроводительные письма и документы, которые оставались в нашем делопроизводстве. Хранилось факсимиле у меня в верхнем ящике стола, который не закрывался. Как правило, приемную без присмотра мы не оставляли, но бывали случаи, когда в кабинете работал один человек и просто нужно было выйти.
Широкова призналась, что натренировала руку под росчерк подписи подсудимого. Подписывалась за начальника в редких случаях и при согласовании с Озерновым. Во время судебного заседания она продемонстрировала блокнот с надписью на обложке “Нет коррупции”, в котором Широкова делала рабочие записи и тренировалась ставить подпись за начальника. Однако на каких конкретно документах она за него подписывалась, помощница вспомнить не смогла:
– Проработав долгое время были такие ситуации, но это было редко и по согласованию. От силы за весь период работы такое было максимум раз 10. Такая необходимость была вызвана тем, что на некоторые документы нельзя ставить факсимиле. Например, на сопроводительно-бланочный документ. Но все документы предварительно согласовывались с руководителями, которые готовили эти письма. Чтобы достичь сходства с подписью Озернова приходилось тренироваться.
Выпивал редко, был порядочным и честным
Свидетель рассказала, что сам Озернов никаких официальных мероприятий не проводил (день Ульяновской области, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 12 ноября, Новый год, визиты делегаций, конференции, советы), а продукты на них поставляла служба обеспечения питания. Широкова вспомнила, что видела Озернова выпивающим лишь пару раз. Спиртное с мероприятий не выносил, в целом был порядочным человеком:
По словам Широковой, бизнесмена Константина Вершинина она видела на совещаниях по строительству ситуационного центра:
– Экс-губернатор поручил Озернову контролировать стройку ситцентра. Я иногда вела протоколы совещаний, Озернов просил прописать все вопросы и поручения для конкретных работников. Такие протоколы я оставляла на внутреннем контроле, только если это не касалось губернаторских поручений. В совещаниях по ситцентру принимали участие Опенышева, Глинкин, Алексич, могли присутствовать Погорелова, Прокофьев.
Недвижимость Озернова и встреча на даче Гажиндаева
Свидетель охарактеризовала Озернова как человека скромного и без “дворцов”. Она также заявила, что единожды была на даче Гажиндаева во время празднования 11-летия дочери Озернова.
– У Озернова есть квартира. Сам он очень скромный человек, поэтому никаких дворцов у него не было. На даче тестя была в июле 2021 года, когда отмечали 11-летие дочери. На тот момент Озернов уже уволился из администрации губернатора. Там также был мой муж, мои дети, Озернов с супругой Ольгой, Гажиндаев. Сам участок находится в черте города напротив Березовой рощи. На даче также стоял сруб и одноэтажный дом, у Озернова своей дачи никогда не было.
Вопросы Широковой стал задавать сам Озернов: спросил, был ли с его стороны тотальный контроль:
– В администрации губернатора очень много подразделений, но у всех сотрудников есть свои руководители, поэтому тотального контроля от Озернова точно не было, – говорит его помощница. – Это дипломатичный и корректный человек, который в силу воспитания себе такого никогда бы не позволил. Когда губернатор поручал Озернову контролировать стройки и ремонты, ему приходилось заниматься несвойственными вопросами. У Озернова было крайне мало времени, чтобы давать всем поручения, а потом еще и контролировать их исполнение. Как правило, руководители приходили с готовыми решениями для согласования, – заявила Широкова.
На вопрос Озернова о давлении на него со стороны сотрудника ФСБ Д. (о присматривающем за чиновниками и депутатами мы подробнее писали в прошлом материале) Широкова ответила, что силовик пытался получить доступ к компьютеру начальника, однако после уточняющего вопроса судьи она заявила, что Д. всего лишь пытался пройти в кабинет начальника:
– Если Д. приходил, то я докладывала о визите, но подробностей вспомнить не могу. Это были не попытки проникнуть в компьютер, а попытки пройти к Анатолию Владимировичу.
На это допрос свидетелей закончился. Следующее заседание состоится 1 марта.