В сентябре 2022 года правительство области непублично приняло Программу оздоровления бюджета региона до 2025 года. Разбирались, на чем область уже начала экономить и какое сокращение расходов еще грозит региону.
“Аппарат раздут чуть ли не в два раза”
О необходимости бороться с неэффективными бюджетными расходами губернатор Алексей Русских заявил еще в 2021 году. На одном из региональных штабов в июне 2021-го глава региона сообщил, что федеральный Минфин требует от него сократить управленческий аппарат Ульяновской области. “Потому что на фоне других регионов с такой же численностью населения наш аппарат раздут чуть ли не в два раза, в том числе и расходы на него”, – объяснил тогда Русских.
Впрочем, согласно данным Ульяновскстата, на конец 2021 года (более свежих данных у ведомства нет), в органах исполнительной власти региона трудилось 1414 человек. Это на 10 процентов больше числа областных чиновников в 2020 году. По тем же данным, зарплаты в органах исполнительной власти в 2021 году выросли на 8 процентов. Правда, под новый, уже 2023-й год, расходы на чиновников сократили: по распоряжению облправительства их лишили премий за счет сэкономленных органами власти средств на конец 2022-го и на весь нынешний год.
Минус почти 80 миллионов на АНО
Администрация Русских пошла по пути сокращения некоммерческих организаций, существующих при облправительстве. Финансируются они также из бюджета, но через субсидии. И статуса чиновников сотрудники таких АНО не имеют.
– В целях повышения эффективности бюджетных расходов была проведена работа по оптимизации расходов областного бюджета на предоставление субсидий некоммерческим организациям на финансирование их деятельности. Так, субсидии из областного бюджета Ульяновской области некоммерческим организациям на обеспечение их деятельности в 2021 году были предоставлены в сумме 386,4 млн рублей, в 2022 году объём предоставленных субсидий составил 326,3 млн. рублей, что на 60,1 млн рублей меньше чем в 2021 году. В областном бюджете на 2023 год субсидии некоммерческим организациям предусмотрены в сумме 309,3 млн рублей, что на 17 млн рублей меньше чем в 2022 году, – сообщили в облправительстве на запрос Улпрессы.
Правда, такая экономия – дело небыстрое. Сейчас в стадии ликвидации находятся АНО «Агентство социального и здорового питания», АНО «Дирекция социально-значимых и конгрессных мероприятий», Фонд «Центр развития государственно-частного партнёрства Ульяновской области», АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области». На уже на 2023 год на Центр стратегических исследований Ульяновской области заложено 8 миллионов рублей – деньги нужны на завершение процедур ликвидации. На Агентство соцпитания в проекте бюджета также закладывали 6,8 миллиона рублей.
Стоп-лист для закупок
Уже в марте 2022 года губернатор сообщил об органичении государственных закупок – опять-таки с целью оптимизации бюджетных расходов. На этот раз за оптмизацию взялись не от хорошей жизни и раздутых расходов, а из-за давления международных санкций.
Как сообщалось, были приостановлены региональные закупки транспортных средств, компьютерной и офисной техники, мебели, видео-, аудио и фотоаппаратуры, печатной и сувенирной продукции, хозяйственных товаров и инвентаря. Также притормозился капитальный и текущий ремонт административных помещений, было заморожено строительство и ремонт объектов государственной собственности Ульяновской области.
Впрочем, депутаты Заксобрания в этом решении губернатора успели опередить. Еще в конце 2021 года они отказались от ремонта большого зала Дома Советов. 17 миллионов, которые планировалось потратить на работы, перевели тогда в резервный фонд по борьбе с коронавирусом.
Ну а в 2022 году, согласно ответу на запрос редакции, на госзакупках регион сумел сэкономить 938 миллионов рублей. “Экономия бюджетных средств Ульяновской области была достигнута через реализацию двух основных направлений по содействию развития конкуренции: увеличение доли конкурентных (публичных) процедур почти до 90% от общего объёма проведённых закупок; обеспечение среднего количества участников закупок, принявших участие в конкурных процедурах, на уровне около трех”, – отмечается в информации облправительства.
Откуда эффект в 987 миллионов?
Наконец в сентябре 2022 года распоряжением Правительства Ульяновской области от 02.09.2022 № 449-пр была утверждена Программа оздоровления государственных финансов Ульяновской области на 2022-2025 годы. “Планируемый экономический эффект от реализации мероприятий по оптимизации бюджетных расходов в 2023 году ожидается в сумме 987,6 млн рублей”, – сообщают в облправительстве.
К сожалению, из чего именно вычтут миллиард, в руководстве региона на запрос Улпрессы не уточнили. Саму программу оздоровления бюджета в публичном доступе облправительство не размещало. И утверждалась она распоряжением, которое, в отличие от постановления, считается внутренним документом.
Впрочем, отследить уменьшение некоторых расходов можно по другим документам облправительства, а также по бюджетным параметрам.
Например, это сокращение финансирования различных премий, проектов и льгот. Так, в 2022 году были отменены премия в области журналистики и конкурсы пресс-секретарей, на которые закладывалось более 2 миллионов рублей. На 2023 год само финансирование региональных СМИ урезали на 20 миллионов рублей.
В отрасли спорта без финансирования оказался Олимпийский совет региона. На него в 2022 году потратили 2,3 миллиона рублей, а на 2023-й изначально закладывали 3,1 миллиона.
Образованию также пришлось отказываться от премий и конкурсов. Например, отменены грантовые выплаты школам по конкурсу “Самый классный класс”. Премиальный бюджет его составлял 1,8 миллиона рублей. При принятии областного бюджета говорилось и о сокращении стипендий для учающихся и педагогов – с 4,5 млн до 250 тысяч рублей.
По транспортному налогу планируется отказаться от льгот для легких и сверхлегких гражданских воздушных судов. Законопроект с таким предложением внесен сейчас в Заксобрание региона. Выпадающий доход бюджета от этой льготы сейчас составляет около 360 тысяч рублей за год.
Уже не культстолица
Одни из самых заметных сокращений идут в сфере культуры. Так, область отказывается от громких и дорогостоящих мероприятий, придуманных еще при Сергее Морозове. Например, уже в 2021 году был отменен сентябрьский Международный культурный форум, который проводил фонд “Культурная столица” Татьяны Ившиной. Сократилось и само финансирование фонда, который с недавних пор переименовался в Фонд креативных индустрий. Если на 2021 год в бюджете на него закладывали более 20 миллионов рублей, то на 2023-й – только 7 миллионов.
Также с 2021 года не выплачивалась и премия имени Пластова, которую в свое время Сергей Морозов надеялся сделать “нобелевкой для художников”. А писательскую премию Гончарова с призовым фондом в 1,3 миллиона рублей с 2023-го решили присуждать только раз в два года.
Помимо культуры, спорта и образования, экономить область собиралась и на неэффективной госсобственности. Об этом заявлялось еще в 2021 году. Впрочем, никаких решений по приватизации госпредприятий на 2023 год пока не принималось, в областной Программе приватизации речь идет только о продаже отдельных помещений и земельных участков. На вопрос редакции о планах на госпредприятия в облправительстве не ответили.