На соцкомитете ЗСО отчитались сразу три министра. Больше всего вопросов возникло к министру просвещения и образования Наталье Семёновой – в детсадах не хватает детей, а в школах — учителей. После отчета главы минздрава Олеси Колотик-Каменевой депутаты предложили убрать у нее приставку и.о.: система не слегла в пандемию, есть подвижки в сторону обучения дефицитных кадров. Обсуждение «молодежного» министра Артема Мирошникова оказалось самым коротким – чиновник заверяет, что создание “Дома молодых» за 116 млн рублей приостановит отток молодёжи, но конкретных прогнозируемых показателей у него нет.

Не хватает детей и учителей

Ключевые моменты из доклада министра просвещения Натальи Семеновой: в детсадах не хватает детей, а в школах — учителей. За последние годы в регионе уменьшилось количество детей от года до шести лет: в 2020-м их было 82 тысячи, в 2022-ом — 74 тысячи. Из-за этого в детсадах образовались свободные места. В прошлом году, по данным министра, их было 5137. Семенова вспомнила времена, когда детсады закрывали и отдавали под магазины и офисы. Сейчас власти решили идти по иному пути:

— В Ульяновской области стало больше детей с ограниченными возможностями — сегодня их 800. В дошкольных учреждениях, где высвобождаются места, для них мы создаем группы компенсирующей направленности: в 2022 году их было 390. Также  на базе детсадов открываем центры ранней помощи и консультационные центры для родителей, бабушек и дедушек и сохраняем площади.

В ульяновских школах ввели 139 новых ставок — советников директоров по воспитанию (они появились с сентября прошлого года). В 2022 году в регионе сделали капремонт всего лишь шести учебных заведений: эта цифра ожидаемо вызвала вопросы у депутатов. Семенова объяснила это тем, что в федеральную программу по капремонту вошли объекты, заложенные еще до 2020 года:

— Мы ведем работу, чтобы максимальное количество школ попали в эту программу. Но нужны ресурсы, строительные организации, которые будут выходить на аукционы и ремонтировать.

Из хорошего: в этом году большая школа на тысячу мест откроется в Димитровграде — благодаря этому в городе атомщиков станет меньше детей, которые учатся во вторую смену. Почте 700 миллионов рублей выделят на строительство нового корпуса Губернаторского лицея №100 в Ульяновске. Еще один масштабный образовательный комплекс на 800 человек с пансионом будет возведен в Новоспасском районе — подобного объекта в нашем регионе, по словам министра, еще не было.

— Хороший показатель — у нас стало меньше школ с низкими образовательными результатами: было 69, стало 50. Мы в министерстве мечтаем, чтобы количество таких заведений было 0, — отметила Семенова.

В настоящий момент в Ульяновской области открыты вакансии для для 520 педагогов. Министр уточнила, что это не очень высокий показатель (5% от общего количества педработников) для нашего региона. Хотя недавно мы писали о проблеме нехватки учителей математики, которую подняли сами родители.

— Мы стремимся к тому, чтобы количество вакансий уменьшалось, но на 100% места никогда заполнены не будут. Жизнь меняется, бывают случаи, когда педагог может уволиться в течение учебного года, — пояснила министр. – В 2023 и 2024 году Ульяновская область вновь вошла в программу «Земский учитель» (в 2022 году регион брал паузу). В этом году по ней планируется привлечь на работу в сельскую местность пять педагогов, в том числе, из других регионов – Москвы, Мурманской области, ПФО, — пояснила глава минобра.

В 2023 году педагогам повысят должностные оклады: тем, кто работает в школах — на 5,2%, в дошкольных учреждениях — на 8,9%.

В завершении доклада Семенова рассказала, что на федеральном уровне Ульяновскую область отметили как «регион с наиболее высокими показателями эффективности работы».

Депутаты задали министру довольно много вопросов. Они вспомнили, что на недавнем комитете региональному минфину была дана задача перенести более 300 миллионов рублей на обеспечение антитеррористической защищенности учебных заведений с 2024-2025 года на 2023 год. «Дорога ложка к обеду», — заявили парламентарии. Семенова ответила, что работа ведется — например, в этом году вокруг территории гимназии №1 должны построить забор. Это обойдется в четыре миллиона рублей.

По поводу незагруженых детсадов в одних районах и нехватки мест в спальных микрорайонах (например, «Искре» и «Юго-западном») министр ответила, что дошкольные учреждения не закрепляются за местами проживания — родителям предоставляют вакантные места.

— Понятно, что все хотят максимального удобства, чтобы можно было выйти из дома и сразу же зайти в группу. Но я лично возила детей за три остановки в детсад, меня это не смущало, — поделилась своим опытом Семенова.

Депутат Василий Гвоздев поинтересовался судьбой юннатки –  учреждение «в упадническом состоянии». Министр ответила, что вопрос на контроле у губернатора:

— Концепция есть, по предварительным расчетам, необходимо 400 миллионов рублей. Сейчас нужно окончательно утвердить концепцию и начать по ней двигаться, чтобы получить дополнительные средства на развитие.

На организацию летнего оздоровительного отдыха для детей в этом году направят 400 миллионов рублей. Детям мобилизованных обеспечат бесплатный отдых (есть договоренность с частниками, которые предоставят 116 мест в лагерях). Также бесплатные патриотические смены предоставит Всероссийское историческое общество.

Депутаты коснулись качества еды в школах и отсутствия меню на сайтах учебных заведений. Семенова парировала, что не снимает с себя ответственности, но в регионе есть Агентство социального питания, которое должно мониторить ситуацию: «Вернемся к вопросу вместе».

Также во время обсуждения говорили о том, что оптимизация сельских школ должна проходить только с согласия самих жителей (а не когда их ставят перед фактом), об усилении межведомственного взаимодействия для решения важных вопросов — в частности, вхождения учебных заведений в программу капремонта. «Ждем от министра полноценные ответы на поставленные вопросы», — резюмировали депутаты и утвердили отчет Семеновой (один парламентарий воздержался).

Научат стоматологии, возродят трансплантологию

И.о. министра здравоохранения Олеся Колотик-Каменева заявила, что «год был достаточно сложным»: по общему уровню смертности Ульяновская область превышает среднероссийский (15,2 на тысячу населения), но это ниже показателей 2021 года. Число умерших уменьшилось на 24% (18 047 человек). Первое место занимает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, второе — от онкозаболеваний, третье — внешние причины (из них увеличилось число погибших во время ДТП). Рождаемость тоже снизилась: в 2022 году в регионе родилось 9 043 малышей — на 10% меньше, чем в 2021-ом.

— Острейшая проблема — кадровый дефицит в отрасли. Сегодня требуется 573 врача и 556 средних медицинских работников. 429 специалистов было трудоустроено, 48 из них — по программе «Земский доктор». Укомплектованность кадрами по сравнению с предыдущим годом выросла, но человеческий дефицит остается на том же уровне, — отметила министр.

У депутатов возник вопрос: откуда возьмут специалистов для новой поликлиники на Шигаева (она будет рассчитана на 32 тысячи пациентов или 250 посещений в смену). Только медиков среднего звена сюда требуется 100 человек. Министр уточнила, что часть медперсонала перейдет  из перегруженной поликлиники №4. ПСД для нового лечебно-профилактического учреждения разработают в этом году, строительство начнется в 2024-ом.

Кадровый вопрос Колотик-Каменева планирует решать разными способами, в том числе, активной работой с вузами. С УлГУ уже обговорили увеличение целевого набора и открытие стоматологического факультета. Ранее те, кто хотел учиться на стоматолога, уезжали в Самару и другие регионы, а домой возвращались не более 20%.

Депутаты предложили оценить работу минздрава положительно «только за то, что
медики два года боролись с коронавирусной инфекцией и не свалили систему — это заслуживает огромного уважения». Но вопросы возникли. В районах нет врачей многих специальностей,  пациенты вынуждены ездить в соседние регионы, чтобы получить консультацию. Финансирования не хватает.

Вспомнили решение кадрового вопроса с сотрудниками Перинатального центра — каждому дали по квартире. Депутаты обратились к зампреду правительства Сергею Кучицу, который был на комитете: «Если бы в каждый район могли бы покупать по одной квартире — а это не такие большие деньги — было бы стимулом». Кучиц парировал: «Если бы могли, то покупали».

Депутаты заявили, что в регионе слабо реализуется программа по созданию в селах ФАПов («вторых, а возможно и даже первых храмов»), что нужен закон о поддержке медицинских работников на селе. Министр отметила, что за привлечение кадров в здравоохранение должны нести ответственность главы муниципалитетов, их активность помогает набирать специалистов. Что же касается ФАПов и закона о поддержке медработников, то нужно дополнительное финансированиеие регионального бюджета.

Сергей Куцич пообещал, что в регионе возродят трансплантологию: недавно зампред общался с известным хирургом Сергеем Готье.

— В этой программе очень много моментов: все начинается с отбора органа, нужны специальные условия хранения, подготовка доноров, ведение реестров. Да, этот вид высокотехнологической помощи будет развиваться в регионе. Не с завтрашнего дня, но будет.

Также Кучиц рассказал, что вопрос с кредиторской задолженностью лечебных учреждений решается. При помощи сенаторов Сергея Рябухина и Айрата Гибатдинова пытаются провести переговоры с налоговой, чтобы притормозить рост пени: «Будем рады помощи от депутатского корпуса».

Депутат Госдумы Алексей Куринный Ульяновской области отметил, что давно не строилось крупных объектов здравоохранения, а потребность есть: областной больнице нужен хирургический корпус, БСМП нужно обновлять, есть проект строительства нового корпуса онкодиспансера. Министр ответила, что приоритеты таковы: в Ульяновске есть острая потребность в строительстве нового корпуса психиатрической больницы. Проект предполагается реализовать по ГЧП, но частники пока отзываются. В федеральный Минздрав отправлены письма с просьбой оказать содействие в строительстве новых корпусов БСМП и онкодиспансера, но пока подвижек по этим объектам нет.

По итогам 2022 года не закрыт  дефицит территориальной программы госгарантий — он составляет 210 миллионов рублей (было 717 миллионов). И закрывать его нужно обязательно. Чтобы погасить судебные долги по лекарственным препаратам, необходимо 150 миллионов рублей.

В Ульяновской области создали Единый закупочный центр, который будет заниматься расторговкой бюджетных средств. Работать он начнет с апреля. В дальнейших планах — организация закупок лекарственных препаратов на средства ОМС через совместные торги, что позволит экономить. От лечебных учреждений есть такой запрос: например, в прошлом году они организовали совместную закупку вакцины от гриппа, минуя минздрав.

Василий Гвоздев отметил, что ответы министр предоставила полные, «движения есть последовательные, и это хорошо». Но нужны дополнительные усилия для сдерживания роста онкологии (он составил 15%), усилить блок школьного здоровья и диспансеризации, обратить внимание на тему абортов.

— И у вас приставка и.о., с моей точки зрения, вам пора уже переходить в министры, — заявил Гвоздев.

— В минздраве нужно не просто не думать о коррупции, необходимо, чтобы ни на одном из звеньев ее не было. Надо поставить главврачам задачу, чтобы они не допускали повышения кредититорской задолженности, и взяли курс на то, чтобы ее погасить. А то иногда они даже не могут принять «скорые помощи», которые им министерство выделяет в парк, — резюмировал Виталий Кузин.

Надежда на миллионы

Министр молодежного развития Артем Мирошников много рассказывал о вовлечении ульяновцев в волонтерское движение. По планам к 2023 году таких будет 140 тысяч человек. Волонтеры помогают во всех мероприятиях — на универсиаде, Сабантуе, размещали беженцев.

Мирошников упомянул 116 миллионов рублей, которые регион получил за победу в федеральном конкурсе «Регион для молодых» (недавно министр уволил главу Дома молодых Марию Бендер):

— Сумма большая — она делится на два блока. Это инфраструктурный блок: строительство и приобретение оборудования, мебели для деятельности молодежного центра (закреплено бывшее здание минстроя на Радищева, 154, корпус 1). И содержательный блок — 60 миллионов на организацию мероприятий и на обучение, проведение социологических исследований. Реализация этих блоков безусловно поможет повлиять на отток молодежи. Совершенно иная ситуация, когда молодым людям есть куда пойти, для них организованы мероприятия, им не приходится уезжать в другой регион.

В прошлом году депутаты дали Мирошникову наказ усилить направление грантовой поддержки молодежи. В 2022 году привлекли в пять раз больше средств, чем в 2021-ом — более 150 миллионов рублей.

Витали Кузин задал вопрос —  остановился ли отток молодежи и насколько помогают все перечисленные министром мероприятия? Министр конкретных цифр не привел — уточнил, что свежую статистику пока еще не получал. Кардинальные изменения, по его словам, должен принести проект по созданию центра молодежи — это будет 900 квадратных метров с развитой инфраструктурой, куда молодые люди смогут прийти «и они не останутся незамеченными, будут вовлеченными в процесс». Также надежда на комплекс мероприятий, на которые планируется потратить 40 миллионов рублей: событийная жизнь для молодых важна.

Отвечая на вопросы депутатов, Мирошников напомнил, что в министерстве работает 15 человек (на 300 тысяч молодых людей), и все сферы охватить непросто. Пообещал в этом году уделить больше внимания работе с людьми с ограниченными возможностями и малолетними нарушителями закона.

Под занавес министра спросили: как противостоять вовлечению молодежи в ОПГ? Лидеры группировок говорят, что молодые люди сами к ним приходят, потому что им неинтересно, чем их пытаются занять. Мирошников заявил, что проводятся мероприятия, снимаются ролики, ведется профилактическая работа… Конкретных цифр министр не привел, а глава комитета его защитил, уточнив, что работа эта сложная и межведомственная.