Руководитель МБУ «Горсвет» Михаил Чабан — человек в структуре городской администрации уже не новый – год назад выходца из Тамбовского Управления ФСБ представил экс-глава Ульяновска Дмитрий Вавилин. В начале прошлого года Чабан возглавил возрожденное предприятие, которое на протяжении нескольких лет входило в состав УльГЭСа. Именно Чабан курирует масштабную модернизацию уличного освещения Ульяновска стоимостью 1,5 миллиарда рублей. В своём первом интервью директор «Горсвета» рассказал, что техзадание контракта приходится перевёрстывать по ходу исполнения; о тестах новых светильников и планах нового-старого “Горсвета” по замене проводов и обрезке деревьев.

Свет в лизинг

В ноябре прошлого года «СберЛизинг» заключил контракт с администрацией города на 1,56 млрд рублей, а после подписал договор с ООО «Энергосервис» — компанией из Ростова, которая выполняет подрядные работы. По условиям контракта до 25 мая в Ульяновске заменят более 31 тысячи светильников, 526 шкафов управления наружным освещением, установят новую диспетчерскую в «Горсвете».

Техзадание перевёрстывается по ходу исполнения – в частности, адресный перечень, номинал и мощность светильников, признался Чабан:

– Подрядчики к нам приезжают, мы актуализируем информацию — где-то она была неполной, например, по адресному перечню. Торги проводило городское Управление дорожного хозяйства, но полной картины у них не было. Поэтому контакт у нас с подрядчиком ежедневный. Они устанавливают светильники, мы выезжаем, делаем замеры. Если есть несовпадение по освещенности, она не соответствует ГОСТу— составляем протокол. Подрядчики все исправляют, а также идут нам навстречу — корректируют несостыковки, которые есть в адресном перечне. Надеюсь, так будет и дальше. Да, где-то есть недочеты. Мои сотрудники раз в неделю в ночное время выезжают, смотрят, где светильники не горят. Мы составляем список и отдаем подрядчикам. Это в большинстве случаев их вина — могли что-то задеть, не так установить. По контракту они все это исправляют.

— Почему такой дорогой инфраструктурный проект решили реализовать через механизм лизинга, а не по программе замены уличного освещения лет на 10, например, чтобы не влезать в кредиты?

— Это больше вопрос к руководству города. Помню, был вариант с концессией, но он оказался невыгодным. «УльГЭС» из-за долгов оформлять лизинг не может.

— Какие лизигновые платежи предусмотрены?

— Они начнутся с июля этого года. В 2023 году — 180 миллионов, затем — по 360 миллионов в год. Это все деньги из городского бюджета.

— Экономия просчитана?

— Надо сделать замеры — какая была электроэнергия в феврале и какая будет в марте. Подрядчик обещал 60% экономии. Пока все это на словах. По моему мнению, чтобы получить такую цифру, нужно полностью заменить весь провод.

Для понимания: весь Ульяновск — в голом проводе, на котором идут обрывы, случаются замыкания. От этого нужно уходить. В прошлом году было принято решение в течение двух лет весь голый провод заменить на изолированный несущий. В этом году мы отторгуем 250 километров, в следующем — добьем 300 километров. Сейчас мы не видим, где у нас выходят из строя светильники — у «Горсвета» нет своей диспетчерской, она находится в «УльГЭСе». Ждем, что в следующем месяце ее обустроим: помещение уже есть, наберем штат, в круглосуточном режиме будем мониторить ситуацию, бригады будут выезжать, устранять. Пока мы работаем по заявкам, жалобам, звонкам.

На фото: катушки нового провода

После этого, а также того, как мы поставим новые шкафы управления и повесим все светодиоды, можно будет говорить об экономии. Надеюсь, 60%, как обещает подрядчик, получим. Кстати, потенциальных подрядчиков было много — приезжали со всей страны, все обещали 50-60% — они основывались на своем опыте. Через год, когда сделаем замеры, скажем точно, сколько получилось сэкономить.

— Когда планируется выйти в ноль после выплаты всех лизинговых платежей, с учетом энергоэффективности новых светильников?

— Как заявляли ранее, ожидается 100 миллионов рублей экономии в год. Но нужно будет все посчитать — давайте вернемся к этому вопросу в конце года.

— Почему выбрали именно ООО «Энергосервис»? Что еще есть в портфеле работ у компании?

— Это вопрос больше к «СберЛизингу», торговало управление дорожного хозяйства.

— Какая гарантия у установленного оборудования?

— Пять лет. Все светильники они оставляют у нас, на базе «Горсвета». Если что-то выходит из строя, то возвращаем им на склад, они производят замену, и так будет в течение пяти лет. Это касается и светильников, и шкафов управления. Постгарантийным обслуживанием займется уже «Горсвет».

— Насколько надежны светильники? Устоят ли перед ледяными дождями?

— Время покажет. Защита у них есть, мы их испытывали в независимой лаборатории, они соответствуют всем параметрам — пыле-, влагозащитные. Совместно с Управлением дорожного хозяйства подсказываем, смотрим, есть ли брак, дефект, чтобы они заменили вовремя.

— Кто принимает работы? Только внутренние контролёры из «Горсвета»?

— Работает комиссия, в которую входят два сотрудника управления дорожного хозяйства и пятеро из «Горсвета». Раз в неделю она принимает работы, составляет акты. Пока дата приемки работ обозначена 25 мая, но если подрядчики будут работать без сбоев, возможно, начнем подписывать промежуточные акты. Пока для города это все новое, объем большой, но понимание есть.

— В Сети недавно появилась информация о моргающих светодиодных светильниках. Это новые фонари?

— Моргающие светильники были установлены не по программе модернизации, а еще в прошлом году, они не новые. Мои сотрудники уже выезжали на место, провели беседу с подрядчиками. Светильники заменят в ближайшее время.

— У нас есть информация, что «Горсвет» не платит за свет «УльГЭС», МУП несёт дополнительные потери …

— Нет, долг погашен, до нас нужную сумму из бюджета довели.

— Какой сейчас бюджет у “Горсвета»?

—  На год нам выделили 60 миллионов рублей – это зарплата и прочие расходы «на жизнь». На электроэнергию — 140 миллионов (раньше платило управление дорожного хозяйства). На модернизацию — замену голого провода на изолированный несущий — 100 миллионов (скоро будем проводить аукцион на проведение работ). В прошлом году нам выделили 20 миллионов на год. Было все сыро, мало кто понимал, какие будут объемы — новое предприятие. Идем по нарастающей.

— Как «Горсвет» работает сейчас, если вы не можете отследить, где не горит?

— К нам поступает до 100 заявок в сутки. В нашем ведении 33 тысячи светоточек, работают четыре бригады. Также занимаемся строительством по депутатским соглашениям — устанавливаем новое освещение во дворах. В 2023 году у каждого депутата от «Единой России» – по 10 точек, всего их получается 400, каждая — это опора, провод, светильник.

— “Горсвет» заточен исключительно под проект модернизации?

– Помимо контракта «Горсвет» будет полностью устанавливать освещение на Сельдинском шоссе. Здесь его нет вообще. По ходатайству руководства города я делал этот проект – он серьезный, обширный, но даст свои плоды. Как мне говорят, на шоссе часто происходят аварии, правда я сам их не видел. Будет 260 новых опор, 7,5 километров несущего самоизолированного провода (СИПа), мощные светодиодные светильники.

На фото: опоры под светоточки на Сельдинском шоссе

Также мы сделаем проспект Антонова — тоже проблемный объект: здесь будет 145 светильников, семь километров СИПа, 11 опор (остальные уже есть). В планах — обустройство освещения на Азовской, Пушкарева, 58, в поселке Пригородный (два участка).

Хотим закрыть исполнительные производства за прошлые годы, которые возбудили в адрес администрации Ульяновска. Это то, что пообещали и не сделали на 11 адресах. В этом году четыре производства планирую закрыть.

Также будем производить обрезку деревьев — из-за того, что она сделана плохо, происходят обрывы.

— Много жалоб на то, что ночью многие светильники не работают…

— После завершения модернизации все будет светить, по строгому графику. Но есть и обратная ситуация — много обращений от граждан пожилого возраста, которые жалуются, что свет теперь идет им прямо в окна.

Еще есть претензии по номиналу — что висел фонарь теплый желтый, а повесили холодный светодиодный. Но это субъективно — кому-то нравится, кому-то нет. Мы говорим с подрядчиком, обозначаем, где что нас не устраивает. Например, на Радищева повесили один номинал светильников — померили — не подходит, заменили на второй. Так мы будем делать на всех главных улицах. Для «Горсвета» сейчас важно привести освещение в соответствие с ГОСТом, категорийностью дорог. Не так, как хочется, а как нужно.

Есть вопросы к Локомотивной: от людей приходит много жалоб — слабо, было лучше. Подрядчики сами приехали, замерили, согласились — поменяют на более мощные светильники. Все эти недочеты стараемся устранить на начальных этапах.

— Какие сейчас конкретные функции возложены на «Горсвет»?

— Полностью управлять системой наружного освещения Ульяновска. Восстановление уличного освещения и обустройство там, где его нет, замена светильников, голого провода, шкафов для управления. 30% светильников в городе не горело. Для этого и был создан «Горсвет».

На мой взгляд, не надо было в 2014 году сливать предприятия в «УльГЭС» — тогда «Горсвет» был сильным предприятием: более 140 сотрудников, закуплена техника. А после штат оказался потерян. Я набирал людей с нуля, хотелось бы побольше специалистов, чтобы вовремя устранять нарушения. Два-три электромонтера на большой район — это мало. Работы много, приходится выходить по субботам, в праздники. Зарплата — до 40 тысяч рублей.

Техника у нас — из УльГЭСа, плюс приобрели КАМАЗ, который бурит, вытаскивает опоры, будет работать на строительстве новой сети. Полностью всем обеспечены.

Этот год для нас будет тяжелым — нужно делать схемы, есть лишь общая — мои сотрудники до конца не понимают, что где установлено, ходят своими ногами фиксируют. Есть бесхозные провода, опоры, а это все должно быть на нашем балансе.

Много амбиций

— Освоились в Ульяновске?

— Да, я уже сюда перевез семью. Времени свободного мало: предприятие новое, приходится работать на выходных. Но места любимые появились — нравится парк 40-летия ВЛКСМ. Я занимаюсь спортом, хожу в Ultra. Так что у меня в основном семья — работа — спортзал, выбираемся иногда в «Пушкаревское кольцо», «Аквамолл».

Город отличный. Тамбов в два раз меньше — был там на прошлых выходных, все грустно, печально. Так что у меня планы остаться здесь надолго. Реализоваться и идти дальше. Хочу показать, что Ульяновск нужно модернизировать не только в плане освещения. У меня много амбиций.

— У вас был опыт работы на таких инфраструктурных объектах, как «Горсвет»?

— Нет, для меня это все новое. Учусь, общаюсь с людьми. Думаю, что уже готов проводить масштабные работы. Нужно добиваться эффекта — лицо Ульяновска преображается. Надо сделать все красиво — если берешься за дело, доводи его до конца. И иди дальше.