Перед депутатами Заксобрания выступил с отчетом министр транспорта Сергей Воронцов. Послушать его пришли, в том числе, и не члены профильного комитета. Обсуждение в очередной раз показало, что как минимум одна из главных российских бед — плохие дороги — по-прежнему не преодолена. В асфальт закатывают миллиарды, но каждый год латать ямы приходится снова. Также депутаты обсудили судьбу сломавшихся «Львят», профит от камер видеофиксации и закупку новых 100 автобусов для ПАТП-1.
Свой отчет Сергей Воронцов начал с заявления, что «нельзя одномоментно решить все проблемы». Объем финансирования отрасли составил в прошлом году более 813 млн рублей, большая часть этой суммы пошла на господдержку автотранспортных предприятий, обслуживающих социально значимые маршруты, компенсацию недополученных доходов при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, субсидирование воздушных перевозок. На финансирование государственных АТП ушло 347 млн рублей. Их поддержка, по словам Воронцова, продолжится.
В частности, для ПАТП-1 планируется закупить 100 новых автобусов средней вместимости.
— Ульяновская область подала заявку в Минтранс РФ на их приобретение по федеральному инвестпроекту. В декабре прошлого года ПАТП-1 заключило договор аренды на 50 автобусов, срок лизинга — семь лет. 30 автобусов уже осуществляют перевозки. 24 из них курсируют из центра в Заволжье. 12 обслуживают маршрут №30, по четыре автобуса — на маршрутах № 46, 10, 35, шесть — на №20. Еще 20 автобусов будут задействованы на возобновляемом маршруте №59, который соединит Железнодорожный район с севером через Засвияжье и центр. Десять уже прибыли в Ульяновск, еще десять поступят в ближайшее время, — рассказал Воронцов.
Отвечая позже на вопросы депутатов, министр отметил, что закупка автобусов — это часть программы по финансовому оздоровлению ПАТП-1. Она имеет несколько этапов. Первый — это отбор городских маршрутов, по которым закончилось действие лицензий, либо направлены претензии в суд за невыполнение расписания. Этот пул маршрутов хотят закрыть новыми автобусами.
— Почему именно лизинг? Это достаточно неплохой механизм, который позволяет предоставить автобусы в аренду на долгий срок, под нулевой аванс. Пока решение о приобретении 100 новых автобусов окончательно не принято. Заявку рассматривает Минтранс РФ, мы будем основываться на том, какие маршруты будет обслуживать ПАТП-1, после этого уже окончательно все решится, — пояснил министр.
Депутат Матвей Володарский раскритиковал идею покупать автобусы SIMAZ «по конским ценам» — около 19 миллионов рублей. Воронцов рассказал, что рыночная цена ПАЗа примерно такая же — 11 миллионов рублей, в лизинг он обходится примерно в ту же сумму, что и SIMAZ. В 2023 году из бюджета на лизинговые платежи за 50 автобусов выделили 111 млн рублей, в следующем году — 130 млн.
Также министр поделился планами на обновление и троллейбусного парка, но пока по нему «нет понимания финансовой части».
Пассажиропоток на железнодорожном транспорте в прошлом году увеличился на 10% (благодаря тому, что между Ульяновском и Москвой начал ходить двухэтажный поезд, до Инзы и Димитровграда запустили рельсовый автобус РА-3, билеты на который дешевле, чем на обычный автобус). Пассажиров самолетов стало на 55% больше по сравнению с доковидным 2019 годом. В этом году планируется открыть авиасообщение с Махачкалой, Калининградом и Минском.
— По госпрограмме «Развитие энергетики» до 2024 года в Ульяновской области планируется построить 18 газовых заправок и 33 зарядные станции для электромобилей. В этом году заправки появятся в Инзе и Сурском. Также планируется построить 18 зарядных станций на федеральные средства — 50 млн рублей, — рассказа Воронцов.
Планы по ремонту региональных автодорог и дорог местного значения в этом году более скромные: в 2022 году в порядок привели 490 километров, в этом планируется 435 километров. Министр объяснил это тем, что в прошлом году регион получил солидный транш от федералов — миллиард рублей на дороги. В 2023-м финансирование гораздо более скромное — 357 млн. Воронцов утоянил, что министерство работает над поступлением дополнительных средств, «но пока мы не понимаем возможностей федерального бюджета».
Депутаты поинтересовались, почему вместе со снегом нынешней весной, как обычно, ушел и асфальт, и что с этим делать. Воронцов пояснил, что ремонтные работы начнутся в ближайшее время:
— 60-70% всех материалов уже приобретено, они уже есть на базе, проводится ежедневное обследование. До конца недели мы планируем полностью завершить обследование региональной дорожной сети. Досрочно запустили один асфальтобетонный завод, в апреле запустим еще один. Ремонтные работы будем проводить с текущей недели.
К латанию дорожных ям приступили и в Ульяновске. По словам директора МБУ «Дорремстрой» Николая Болдырева, ежедневно на улицах города работает от шести до восьми бригад по холодному асфальту и 23 — по литому асфальту. Ночью дорожники занимаются аварийными ямами. Объем ямочного ремонта в Ульяновске составит 600 тысяч квадратных метров, закончить его запланировано до 1 мая. Если погодные условия не помешают все устранить.
Глава комитета Дмитрий Грачев призвал при ремонте дорог «соблюдать равномерность»: приводить в порядок не только центральные улицы, а еще и не забывать спальные районы и переулки.
Виталий Кузин попросил министра уточнить, сколько приносят в блюдет камеры фото и видеофикакции. В Ульяновской области сегодня их установлено 224. Новые добавят в местах концентрации ДТП и на аварийных участках, по согласованию с ГИБДД.
В прошлом году, по данным «Центра организации дорожного движения», по кармам выписали более миллиона штрафов, в бюджет поступило 780 млн рублей. На обслуживание комплексов видеофиксации потратили 570 млн. Как пояснили в ЦОДД, «камеры — это не доходная часть, а обеспечение безопасности движения».
Рамиль Хакимов затронул транспортные проблемы в Димтровграде. Он предложил оборудовать в городе ядерщиков весовой контроль, который позволит не пускать тяжелые грузовики через город и сберечь дороги. Плюс к этому поднял вопрос об организации в Димитровграде муниципальных маршрутов — сейчас там работают одни частники.
Воронцов отметил, что установка весогабаритных комплексов — достаточно затратная строка, а в ситуации, когда в регионе большое количество проблем с дорогами, нужно решить непростой вопрос — «найти золотую середину, куда направить средства — на ремонт или комплексы».
По поводу общественного транспорта в Димитровграде — глава города уже расторговал два маршрута по регулируемым тарифам. На создание муниципального АТП нужны приличные средства — 850 миллионов рублей, в бюджете их нет. Хакимов в ответ предложил создать единый маршрут — конкуренцию частникам. Это, по его мнению, будет не столь затратно — не более 100 млн рублей.
Отдельно обсудили проблемы электротранспорта. Депутаты напомнили, что один «Львенок» обошелся бюджету в 91 млн рублей. И.о. директора «Ульяновскэлектротранса» Дмитрий Шорин отчитался, что трамвайный парк сегодня насчитывает 190 единиц, 29 из них — «Львята». В декабре прошлого года все они встали на ремонт.
— Гарантия на новые трамваи — 24 месяца или 150 тысяч километров пробега. Есть те, кто «пробежал» уже более 200 тысяч. Накануне мы встречались с генеральным директором предприятия-поставщика. Он подтвердил факт износа бандажей. Лабортория тоже подтвердила, что это не дефект металла. Сейчас из 29 «Львят» девять — на линии. Мы взяли на себя обязательства довыпустить остальные до конца апреля — середины мая, если не будет скрытых дефектов. У «Татры» бандажи — 7-8 см, их мы можем подтачивать, у «Львят» — 5-7 см. При демонтаже бандажей возникают проблемы с другими частями транспортных тележек — подшипниками, муфтами и так далее. На складе у нас запчасти есть на 80%, но при ремонте мы столкнулись с тем, что наша база предназначена только под «Татры». Сегодня смотрим, как организовать ремзоны и для «Львят», — пояснил Шорин.
Руководитель «Ульяновскэлектротранса» заявил, что большая проблема — в критическом состоянии рельсового хозяйства, «которым никто не занимался». В городе протяженность рельсов составляет 130 километров, 40 из них нужно срочно обновлять. В прошлом году было отремонтировано 11 километров. Летом планируется дозаменить рельсы на направлении к парку Юности.
Из-за проблем с подвижным составом график движения трамваев сегодня не исполняется на 30%. С троллейбусами ситуация получше — неисполнение графика на 20%. Однако, как уточнил Шорин, и в троллейбусном парке есть проблемы с машинами и водителями.
Депутаты не сдержали эмоций: «Значит за «Львятам» не следили, раз им позволили в одни день встать и не работать. Такого на самом деле не бывает, это как одномоментно гриппом заболели». На вопрос, оправданы ли расходы на закупку новых трамваев, Шорин ответил:
— Трамвай комфортабельный, красивый, внутри светло и чисто, водительское место организовано правильно и удобно. В любом случае, когда что-то приобретаешь, нужно проэксплуатировать, испытать. Не скажу, что они ломаются — поломки плановые, нужно было ставить в план ремонта и закупать запчасти.
После бурных эмоциональных выступлений депутаты приняли отчет Сергея Воронцова, пообещав высказать свои рекомендации, как сделать работу минтранса более эффективной.