В Центре компетенций «Технологии композитов» ИАТУ Ульяновского государственного технического университета реализуется проект, связанный с изготовлением из композитов элементов для железнодорожной промышленности. Группа исследователей во главе с заведующим лабораторией Центра компетенций «Технологии композитов» Константином Борисовым занимаются разработкой опор контактной сети для железной дороги.
«Плюсы разрабатываемых опор заключаются в том, что они более долговечны, в отличие от опор, сделанных из дерева, бетона и стали. Одни подвержены возгоранию и гниению, другие плохо переносят вибрации, довольно быстро начинают трескаться, третьи ржавеют. В наших опорах применены технологии авиапрома, сотовые и ячеистые заполнители, изготовленные из различных композитных и алюминиевых материалов», – рассказал руководитель проекта Константин Борисов.
Разработка ученых УлГТУ позволит сделать равнопрочную конструкцию по всей ее длине. Опоры могут изготавливаться разной формы и иметь пониженную парусность.
«В настоящий момент мы работаем над повышением жесткости опор. За счет применения ячеистых и сотовых заполнителей мы достигнем прочности, схожей с прочностью самолетов. Кроме того, такие опоры имеют небольшой вес. В случае чрезвычайной ситуации упавшую опору можно будет убрать с железнодорожных путей, не применяя специальную технику», – добавил Константин Борисов.
Применение опор с сотовым и ячеистым заполнителем поможет удешевить их изготовление по сравнению с другими композитными материалами, а также увеличить функциональность. Срок эксплуатации таких опор может составить около 120 лет.
Как отметил Константин Борисов, ячеистые заполнители могут формировать кабель-каналы и пустоты внутри внешней и внутренней обшивки для прокладки электрокоммуникаций, что позволит сделать их более технологичными и, как один из вариантов идей, светящимися. Кроме того, они дают возможность размещать между обшивками приборы, датчики и распределительные короба.