Ульяновские сельхозпроизводители бьют тревогу: с этого года в регионе изменилась кадастровая стоимость земель сельхозназначения. Это ощутимо ударит по карману фермеров: для многих из них налоги вырастут кратно. Депутаты заксобрания, поднявшие вопрос, считают, что делать подобные перерасчеты без оценки регулирующего воздействия нельзя. Особенно с учетом ситуации, которая сложилась сегодня в АПК. Они намерены разобраться, как рассчитывалась новая кадастровая стоимость и почему она разнится даже в пределах одного района. Приказ, утверждающий новую кадастровую стоимость земельных участков в регионе, министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области выпустило 25 ноября прошлого года. В силу он вступил с начала 2023 года. Новшество расстроило многих аграриев. По словам депутата заксобрания, руководителя сельхозпредприятия Андрея Шадышкова, ему поступило большое количество жалоб на увеличение кадастровой стоимости земли. Например, в Николаевском районе удорожание составило более, чем 2,5 раза.
Депутат отметил, что таких примеров много. И все это — в тяжелый для аграриев год в плане уборки урожая, цен, сбыта сельхозпродукции:
О повышении кадастровой стоимости земли депутатам рассказал замминистра имущественных отношения и архитектуры Ульяновской области Александр Таушкин (дозвониться до него редакции не удалось). Он уточнил, что в первый год налоговая применит мораторий: налог будет взиматься по прежней кадастровой стоимости. В минимущества также пояснили, что расчеты производились в соответствии с рыночными механизмами. Кадастровая стоимость оценивалась по доходности земли — отсюда и такая большая разница в зависимости от участков. Глава аграрного комитета заксобрания Вячеслав Ковель уточнил, что инициатором перерасчета выступил «не Таушкин и не минимущества». По 273-ФЗ регионы должны делать это не менее, чем раз в четыре года. Плюс к этому, в начале прошлого года в Росреестре заявили, что государственная кадастровая оценка земельных участков в 2022 году должна быть проведена во всех регионах России без учета ограничений по ее периодичности.
По мнению главы аграрного комитета, больше всего в этой ситуации могут пострадать мелкие КФХ, у которых вырастет себестоимость продукции. А это в конечном итоге отразится и на потребителях. С ним согласен депутат, директор новомалыклинского свинокомплекса Рамиль Хайруллин:
По его словам, повышать кадастровую стоимость земли нужно — налог на нее региональный, это пополнит и без того пустые местные бюджеты. «Но не такими драконовскими методами»:
В кулуарах аналитики сходятся во мнении, что нынешнее повышение кадастровой стоимости земли — несвоевременный шаг. АПК, несмотря на заявленный рост объемов производства, переживает сложные времена. Во время недавнего отчета перед депутатами заксобрания министр сельского хозяйства Михаил Семенкин рассказал, что объем валовой продукции сельского хозяйства в 2022 году составил 83,1 млрд рублей — на 24 млрд больше, чем в 2021-ом. Индекс физического объема произведенной продукции — 123,4%, это выше, чем в среднем по ПФО и России. Но из-за негативных факторов финансовые показатели отрасли выросли незачительно и даже ухудшились. Выручка с учетом цен и валового объема выросла на 16%, но чистая прибыль снизилась на 6,4%, уровень рентабельности упал на 5,5%. Если добавить к этому кратно выросший налог на землю, картина складывается отнюдь не оптимистичная. |
|