В царской России 76% населения были неграмотными. А в аграрных губерниях, каковой являлась и Симбирская, ситуация выглядела еще более плачевно. Даже в относительно благополучных селах лишь около 7-8% крестьян умели читать и писать. Одной из первейших задач Советской власти стала работа по ликвидации неграмотности. Документы губернского отдела народного образования (губоно), городского отдела народного образования (гороно) и ряда других фондов содержат немало любопытных сведений.

Мы не будем вдаваться в подробности, а познакомимся лишь с творчеством ребят 1920–х годов. В деле с планами и отчетами о работе детплощадок в 1925-1927 годы сохранились детские аппликации. На первом листе преобладают привычные для подобного творчества зеленые елочки. Юный автор второй аппликации был более «политически подкован». В центре листа – огромная красная звезда, сверху – флаг с буквами «СССР». Но здесь же, наряду с символами советской эпохи, многочисленные изображения домашней утвари, орудий труда и животных. Каких только силуэтов, вырезанных из красной бумаги, тут нет! В одном угадывается мельничный жернов, в другом – электрическая лампочка, в третьем – печурка с открытой дверцей. Здесь же силуэты кошки, птицы и т.д. Все сделано со знанием дела – ребятня изображала то, что окружало ее в повседневной жизни.

В отчете инспектора наркомпроса о работе учебных заведений Сызранского уезда за 1928 год как иллюстрация успешной работы органов народного образования к отчету прилагались детские прописи и рисунки с изображением сельского труда. Мельникова Тава 8 лет неумело изобразила, как она метет пол, несет воду, ягненка, дрова. И подписала картинки. Хотя ошибок девочка сделала немало, ее работа ставилась в пример. На фоне женской неграмотности до революции это был очевидный успех. Следующие две картинки с подписями, видимо, принадлежат мальчику. Он тщательно нарисовал ручную и машинную обработку семян. Чувствуется, что крестьянские дети не понаслышке знали те виды работ, которые изображали.

Пункты для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникли в 1919-1920 годах в количестве 66 учреждений. В 1920-1921 годах число их увеличилось до 149, но на протяжении следующих трех лет, в период голода, ликпункты почти прекратили свое существование. И только в 1924-1925 годах снова ожили и развернули свою сеть до 444 учреждений. Один из таких ликпунктов находился на территории Языковской суконной фабрики. Фотографии его учениц представлены в данном альбоме.

Фонд-Р-190 (Губернский отдел народного образования), оп. 1, дд. 1036,1264.