Мое выступление будет состоять из двух частей. В первой части я дам объяснение, почему я принял решение участвовать в данном конкурсе.
Вторая часть – это программная часть – краткое изложение первоочередных приоритетных действий и направлений деятельности администрации города Ульяновска.
О себе.
Александр Егорович Болдакин, мне 46 (47???) лет. По образованию строитель. Из трудовой крестьянской семьи. Я из тех, про кого говорят, сделал себя сам – не было богатых или с высоким положением родственников. Всю жизнь рассчитываю только на себя, свою голову и руки.
Получил прекрасный хозяйственный опыт в Подмосковье. Там понял, что значит работать в команде профессионалов, в команде Андрея Воробьева. Под руководством сильного дирижера – каждый знает, что надо делать, каждый полагается на своих коллег и каждый получает возможность максимально раскрыть свои способности. Я командный человек. Там же в Подмосковье познакомился с Алексеем Юрьевичем Русских. Именно он пригласил меня в марте 2022 года приехать в Ульяновск и заняться вопросами развития городской инфраструктуры. И вот уже больше года я работаю здесь в Ульяновске.
Прежде чем принять решение, я сам себе задал вопрос, почему я выдвигаю свою кандидатуру?
Во-первых, я очень хорошо знаю городское хозяйство. Глава города – это не политик, это хозяйственник. И в том состоянии, в каком находится сейчас Ульяновск, ему нужен именно хозяйственник. Хозяйственник с хорошими мозгами, который сможет перенастроить работу с ручного режима, как сейчас, а на системной основе. Надо уметь не бить по хвостам и бороться с последствиями, а предупреждать появление проблем.
Во-вторых, я командный человек. Я давно знаю Алексея Юрьевича Русских как очень хорошего управленца, профессионала с большой буквы. Считаю, что сейчас успех зависит от слаженной, командной работы. В городе так много проблем, что их невозможно решить силами ныне существующего городского бюджета. Поэтому одна из задач – выстроить партнерские командные отношения с областным Правительством и добиваться увеличения финансирования со стороны областного центра.
В-третьих, я человек в городе новый. И считаю это плюсом. За год работы в Ульяновске, я успел познакомится с городом, его проблемами, людьми. Я стал чувствовать город на эмоциональном уровне. Вместе с тем, я как человек новый обладаю свежим взглядом, неотяжелённым прежними отношениями, связями, прошлыми событиями. Это помогает мне по-новому взглянуть на многие проблемы, увидеть новые возможности, оценить имеющийся в городе управленческий опыт, что-то использовать, что-то корректировать.
За год работы в Ульяновске, у меня сложилось определенное представление о самом городе, о приоритетных делах и направлениях работы.
Скаду честно. Мое первое впечатление об Ульяновске практически не изменилось. Оно противоречиво.
Ульяновск – это светлый, зеленый город с очень интересной историей и самобытной культурой, разнообразным архитектурным ландшафтом. Город умных и образованных людей. Город с хорошим потенциалом развития.
С другой стороны, Ульяновск – это неравномерно развивающийся город, город, имеющий значительные пространственные, культурные, социальные и инженерно-технологические разрывы. Уже десятилетиями некоторые микрорайоны города не могут выйти из состояния депрессии. Это районы, которые исторически возникали вокруг крупных промышленных предприятий (УАЗ, УЗТС, Патронный завод). Весь новый город застыл в своем развитии в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Город, прекрасный исторический центр которого, уродуется хаотичной точечной застройкой. Город, где нет красивых и удобных рекреационных зон и набережных. И это при наличии двух красивейших рек и огромной береговой линии.
Я очень хочу помочь Ульяновску и его жителям вновь обрести собственную самостоятельность и субъектность. Сейчас я вижу, что город самоустранился от решения части проблем, область была вынуждена взять на себя функции мэрии и заниматься вопросами, которые должны быть в компетенции городской администрации.
Еще, на мой взгляд очень важный для понимания момент. Я умею работать в режиме ручного управления. Сам выезжаю на места, вместе со специалистами сразу же принимаем решения, определяем ответственных, начинаем действовать. Иногда, в критических ситуациях без ручного управления обойтись невозможно. Например, совсем недавно мы столкнулись с крайне сильным и быстрым паводком, который привел к подтоплению улиц и домов города и пригородов. Понятно, что ситуацию приходилось в прямом смысле разруливать на месте. Отработали, разобрались, воду откачали, все пострадавшие получили помощь, в том числе и материальную.
Но такое ручное управление – это последнее, что я хотел бы делать. Я прекрасно понимаю, что такой стиль работы бесполезен, если нет работы по системному, комплексному решению проблем.
Так, та же борьба с паводком показала, что уже много лет нет именно системных решений. Это устаревшая материально-техническая база, элементарно не хватает современной техники – мультитракторов, мощных насосных станций.
Это пресловутая ливневка. Она есть и ее нет. Годами одни и те же улицы заливаются водой, которой просто некуда уходить. При этом вроде бы ливневая канализация имеется.
Это отсутствие гидротехнологических карт и расчетов, как, какими путями может идти вода. Где нужно укрепить русло водоемов, в каком месте отрыть водоотводящие каналы.
Поэтому считаю, нужна донастройка всех механизмов и подразделений управления городом. При этом никаких управленческих революций. В структурах мэрии работают профессиональные компетентные люди. Нужна именно донастройка. Логика понятна. От ручного управления мы должны перейти к системному и комплексному решению проблем.
Для обеспечения гибкости и оперативности работы администрации необходимо вернуться к вопросу создания Дирекции или института развития города. Это ядро системы стратегического управления городом.
Обязательное условие – обновление Стратегии развития Ульяновска в горизонте 2035 года.

Теперь перейду ко второй части выступления. О приоритетах работы.
Эти приоритеты изложены в Программе первоочередных действий, которую я представил на конкурс. Чтобы не повторяться, я хочу обратить ваше внимание на наиболее острые и актуальные вопросы.
Если исходить из того, что сейчас наиболее актуально с точки зрения самих горожан, то уже несколько лет все социологические опросы показывают, что на первое место среди проблем выходят проблемы качества медицинского обслуживания. Конечно, можно сказать, что вопросы здравоохранения не входят в полномочия города, но это будет страусиная позиция – голову в песок спрятать. Город обязан участвовать в работе по повышению качества здравоохранения в поликлиниках и больницах. Считаю, что уже в ближайшее время мы вместе со специалистами-экспертами разработаем и подпишем конкретное Соглашение между мэрией города Ульяновска и Министерством здравоохранения Ульяновской области о взаимодействии.
Конечно, самая сложная и самая ключевая проблема Ульяновска – это неблагоприятная для развития города демографическая ситуация. Помимо очевидного – высокой смертности и низкой рождаемости, у нас сильный миграционный отток населения в другие регионы нашей страны. Наиболее конкурентоспособные ульяновцы выбирают для жизни и работы другие территории. Мы теряем сильный человеческий потенциал. Это факт.
Универсального решения демографической проблемы нет. Здесь необходима комплексная, системная работа. Нужно улучшать инфраструктуру для семей с детьми, охранять репродуктивное здоровье и здоровье новорождённых, обеспечивать доступность и качество образования, создавать новые рабочие места и так далее.
Как минимум, город должен целенаправленно создавать муниципальный фонд качественного жилья. Это важнейшее условие привлечения и закрепления высоквалифицированных специалистов. В каждом сдающемся жилом доме должна быть доля муниципального жилья.
Кроме прямых мер поддержки, важно помнить, что позитивный демографический фон создает общий уровень жизни горожан качественная, в том числе и комфортная городская среда. Важно развивать город всесторонне, делать его органичным и комфортным для проживания всех категорий населения.
Я исхожу из того, что власть города – это его жители. Именно они решают, как должен меняться облик города, какими должны быть общественные пространства, какой должна быть градостроительная политика. Задача мэрии – создать механизмы, которые смогут обеспечить сочетание интересов различных социальных групп ульяновцев. Необходимо установить современный качественный диалог с жителями города, расширить существующие каналы связи. Для этого будут совершенствоваться механизмы обратной связи с населением. Необходимо, например, синхронизировать работу всех служб и подразделений мэрии с МЦУРом и областным ЦУРом.
Повышаются требования жителей и к вопросам благоустройства, состояния территорий. Каждый ульяновец хочет жить в чистой, комфортной среде.
Город постоянно растёт и развивается, застраивается. Зачастую новые постройки нарушают целостную картину. На сегодняшний день так и не выработана единая концепция застройки территории и организации общественных пространств.
Для реализации градостроительной политики необходимо вернуться к прежней идее и предусмотреть в структуре администрации должность Главного архитектора.
Город должен получить новый импульс своего развития и не задыхаться в тисках точечной застройки. Поэтому необходимо юридически и фактически отказаться от точечной застройки, особенно в центральной части города. Также в городе не может быть «серых» зон, за которыми ни одна городская служба не отвечает.
Мы имеем устаревшие инженерно-технические сети города, транспорт, дороги.
Это наболевшие вопросы, которые копятся не один год.
В сфере ЖКХ остро стоят проблемы, связанные с износом коммунальной инфраструктуры, недостаточным количеством дорожной и коммунальной техники, неудовлетворительной работой ливневых канализаций, управляющих компаний.
Проблема, волнующая горожан – существенно выросшие за последний год тарифы организаций, представляющих естественные монополии. Мы понимаем, что без роста тарифов невозможно реализовать программы модернизации систем тепло и водоснабжения, электроэнергетики, газового хозяйства. Что город может в этой ситуации? Мы должны вместе с жителями организовать контроль за исполнением этими организациями своих инвестиционных программ. Жители должны знать, куда идут их деньги.
Кроме того, считаю, что следует усилить персональную ответственность руководителей муниципальных организаций ЖКХ за непринятия мер по недопущению аварийных ситуаций и плохую работу управляющих компаний.
Транспортное обслуживание и рынок пассажирских перевозок также нуждаются в глубокой, коренной донастройке.
Системные проблемы пассажирских перевозок, такие как, большая протяженность города, высокая степень износа электротраспорта, минимальная доля в пассажирских перевозках автобусного транспорта, высокая доля частных перевозчиков, не решались годами. Как результат, отсутствие пассажирского транспорта на маршрутах, сотни и тысячи жалоб на его работу.
Обозначу направления решения проблем общественного транспорта. У города имеется признанная экспертами комплексная программа модернизации транспорта. Её надо продолжать реализовывать. Мы будем развивать электротранспорт – свяжем левый и правый берега города запустим троллейбусы с автономным ходом через Президентский мост. Будем использовать все возможности для закупки новых единиц подвижного состава и капитального ремонта трамвайных путей.
Продолжим наращивать долю муниципальных автобусных перевозок, прежде всего, на наиболее востребованных маршрутах.
В отношении перевозок «маршрутками». Здесь задача – не ущемить добросовестных частных перевозчиков, но уходить от сотрудничества с теми, кто систематически нарушает взятые обязательства. Достигать этой цели будем через усиление требований и процедур допуска коммерческих перевозчиков к маршрутам. Полностью легализуем доходы перевозчиков.
Огромная проблема – дорожная инфраструктура. Город растёт, развивается, количество транспорта на дорогах постоянно увеличивается, поэтому многие транспортные артерии города перегружены.
Необходимо увеличивать долю дорожного полотна, отвечающего нормативным требованиям, для действующих дорог с 79% в конце 2022 года до 85% к 2025 году. Кроме того, надо продолжать строительство дублеров, развязок и мостов для снижения нагрузок на дороги в пиковые часы.
Очень важно будет создать механизм привлечения граждан для выявления конкретных локаций, где существуют дорожно-транспортные проблемы, где есть вопросы к качеству дорожного полотна.
Надо усилить контроль за качеством проводимых работ, ужесточить требования к отбору подрядных организаций. Важно наладить скоординированное взаимодействие всех участников работ, соблюдать сроки ремонта и ввода в эксплуатацию, использовать современные технологии.
Решение перечисленных базовых проблем ЖКХ, транспорта, дорог, благоустройства позволит нам создать комфортный, безопасный, современный город, в котором хочется жить.
Завершить свое выступление хочу, пожалуй, самым важным вопросом. Где на все это брать деньги?
Все городские программы должны иметь финансовое обеспечение и опираться на грамотную бюджетную политику.
Считаю, что в горизонте 2025 года город должен выйти как минимум 10 – 10,5 миллиардов собственных доходов ( на 2023 год – 7,5 млрд). За счет чего будет решаться эта задача?
Надо наращивать собственную налоговую базу. Для этого следует привлекать инвесторов в наиболее перспективные ниши – авиастроение, приборостроение, IT-сектор, электронная промышленность, производство мебели, туризм, легкая промышленность и общественный транспорт. Создавать высокопроизводительные рабочие места. Поддерживать малый бизнес и самозанятость. Продолжить работу по сокращению неформальной занятости и зарплат «в конвертах».
Также необходимо увеличивать объёмы средств, привлекаемых из бюджетов разных уровней (федерального, регионального бюджетов) и внебюджетных источников. Реализация крупных инфраструктурных проектов, особенно в сфере здравоохранения, обновления транспорта, модернизации коммунальной сферы, возможны только при поддержке региональной исполнительной и представительной власти. Согласованные действия в рамках единой команды с Губернатором, Правительством Ульяновской области, отраслевыми министерствами, депутатским корпусом позволят нам войти в федеральные проекты, государственные программы.
Широкое использование должны получить такие инструменты привлечения средств, как бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Подводя итог, хочу поделиться с вами видением того, каким я вижу Ульяновск в ближайшие годы.
1. Это безопасный город.
2. Это город равных возможностей для каждого жителя. Это город развития и поддержки талантов.
3. Это чистый, комфортный, современный, приспособленный для жизни, учёбы, работы город.
4. Это здоровый город.

2