Одним из самых острых вопросов, которые обсудили на последнем заседании аграрного комитета, стал проект по рекультивации полигона в Красном Яре. Министр природы Гульнара Рахматулина заявила, что все идет «в рамках работ», и завершить объект должны к ноябрю нынешнего года. Представитель «Ульяновскоблстройзаказчика» отметил, что проблемы есть — обнаружились несоответствия проектной документации по границам, плюс курган снова начал тлеть. А чтобы приступить к рекультивации, нужно сначала его потушить. Когда именно начнутся работы на полигоне, так и неизвестно.

Один из самых дорогостоящих за последние годы проектов в сфере экологии (его стоимость 456 млн рублей, 196 млн из них – федеральные субсидии) должны были запустить в прошлом году.  Чуть больше месяца назад было заявлено, что  подрядчик (столичная компания ООО «ЭкоИнвест», которая ранее принадлежала Гульнаре Рахматулиной) начал подготовительные работы – установку модулей строительного городка, ограждений, подготовку монтажа системы временного освещения и строительства временной дороги вдоль тела полигона и по его поверхности. Однако на комитете выяснилось, что курган, по выражению Рахматулиной, «немножечко тлеет», а потому в проект «частично вносятся изменения».

— Дальше работы будут выполнены в срок — ноябрь 2023 года. По финансам: никаких авансов подрядчикам мы не платили, все деньги находятся на казначейском счете, ни копейки бюджетных денег не потрачены, — пояснила министр.

Представитель ООО «ЭкоИнвест» на комитет не приехал. «Хотел, но не получилось», — пояснила Рахматулина, а после этого сама ушла с обсуждения. Дальше пришлось отдуваться представителю «Ульяновскоблстройзаказчика» (заказчика работ)  Николаю Анофину:

— Сейчас нужно уточнить границы участка для дальнейшего производства работ по временному забору и проработать проект на небольшие изменения — так как полигон продолжает гореть. Нужно его расформировать, тело разбросать, потушить. Для этого — найти собственников соседних участков, что сейчас проблемно.

Глава комитета Вячеслав Ковель подчеркнул, что «министерство и правительство не стоят в стороне от проекта, а курируют и  сопровождают проект в полном объеме». Ковель попросил Анохина пояснить, что именно сегодня мешает реализации проекта (к которому есть много вопросов со стороны природоохранной прокуратуры, а также обращений – видимо имелись в виду разбирательства с прокуратурой, которая требует признать  проект по рекультивации полигона незаконным и недействительным, либо история с возможной хитростью в организации торгов, которую раскопали журналисты). И что нужно сделать, чтобы не было срывов. Анофин ответил:

— В первую очередь, это несоответствие проектной документации в плане границ. Их необходимо согласовать, получить межевой план, поставить временный забор.

Ковель парировал, что эти оправдания депутаты слышат уже практически два месяца:

— На сегодняшний день кто не дает возможности? До какого срока вы будете реализовывать проект? Не за горами осень, объемы работ огромные, финансирование громадное. Не получится ли так, что к концу года рахведем руками, как в том анекдоте про лошадь: «Ну не смогла»? Нужен конкретный сетевой график реализации проекта и план работ, чтобы не было болтовни из заседания в заседание. Точки конкретной нет. Министерство говорит, что все перепоручило вам, вы отвечаете в полном объеме. Суммы в объеме софинансирования превышают разумные пределы. Мы губератора убеждали, что надо,  и он деньги выделил. И если в этом году в очередной раз не реализуем проект, грош нам цена.

В итоге было решено, что сложный вопрос рассмотрят на следующем заседании комитета в ЗСО.