На последнем градсовете руководитель Агентства городских инициатив Алексей Гаев представил проект глобальной транспортной развязки — ул. Локомотивная – Московское шоссе по ул. Промышленной и ул. Камышинская – Октябрьская по ул. Шолмова. Разработчики уверены, что она разгрузит самые оживленные магистрали и избавит из от пробок. В проекте предусмотрено спрямление Свияги — план, который наверняка вызовет споры. Эксперты уже высказали мнение о самых тонких местах масштабной переделки: это высокая бетонная стенка, в которую закуют реку, глобальное изменение экологии реки и обустройство набережной.
От Свияги планируется отрезать приличный кусок: сейчас длина русла составляет 1250 метров, а после спрямления она уменьшится до 660 метров.
Алексей Гаев твердо уверен, что без «переделки» реки обойтись нельзя. Новую дорогу нужно строить по кратчайшему пути, а возводить три моста – сложно и накладно.
— Нужно определиться — хотим мы оставить в городе кусок заповедного леса или дать возможность жителям контактировать с водой. Во всех городах набережные закатывают в гранит, бетон. Сейчас из-за изгибов Свияги мы имеем неблагоустроенную заболоченную территорию, которая постоянно заливается в половодье. Спрямление русла было в проекте у Минприроды по ее очистке. Изгибы замедляют течение реки, русло заиливается. В целом, это было предусмотрено в Генплане, потому что русло Свияги в этом месте сформировано не совсем естественным путем — отсюда намывали песок, который брали для строительства микрорайона, — пояснил Гаев.
Спрямить реку, по словам директора Агентства, технически несложно – нужно прокопать канал достаточной ширины. В целом весь проект «большой и сложный». Алексей Гаев отказался озвучивать его стоимость («пока не хочу называть, но финансирование планируется федеральное»). Затратным будет новый мостовой переход по Локомотивной — через рельсы, а затем через Свиягу, второй мост через железную дорогу, плюс высокая стенка, которая ограничит реку, и набережная.
— Что даст проект? Новую связь между Локомотивной и Московским шоссе и Шолмова, от Камышинской до Октябрьской. Серьезно разгружаются улицы Камышинская и Рябикова. Обеспечим лучшую доступность для общественного транспорта. Экологи, думаю, против не будут. Если на Свияге есть что-то ценное, я готов пойти с ними и посмотреть. Пусть покажут, что там есть, кроме собачьих экскрементов, — говорит Гаев.
К проекту у участников градосовета возникли вопросы — в основном они касались спрямления реки и обустройства речной набережной. Но в целом архитекторы его поддержали. Советник губернатора Ольга Мельникова оценила проект как «долгожданное назревшее решение по развитию улично-магистральной сети в дальнем Засвияжье с учетом сложившейся плотности застройки»:
— Транспортный каркас в этой части города требует усиления. В перспективе надо принимать во внимание уже запущенные проекты — «Новую жизнь», УКСМ и ряд других. Это возможность закольцевать работающие на пределе пропускной способности городские магистрали. Появляется кольцо наземного городского транспорта — я считаю, что это одна из побед архитекторов. Ранее высказывались замечания по отсутствию трамвайного движения на Шолмова, в последнем варианте проекта разработчики представили вариант с трамваями, за счет чего мы тоже получаем кольцо. Если за основу будет взят ассиметричный профиль дороги, когда рельсы проложат ближе к урезу воды, не будет необходимости делать лишнюю остановку автотранспорта для того, чтобы пропускать пешеходов.
Архитекторы также говорили о важности развития велопешеходной сети. Вопросы пока остались. Три метра на велопешеходную дорожку на магистральной дороге — это мало. Также эстакады и мосты нужно строить с учетом возможного запуска водного транспорта по Свияге, чтобы под ними проходили и яхты. Что касается набережной, то в варианте, который представил Гаев, это просто бетонная стенка: он пояснил, что берега всех городских рек закатывают в бетон или гранит.
Архитектор Олег Владимиров рассказал, что его мастерская ранее делала предложения по набережным Свияги около пруда на Шолмова и железнодорожного моста, а также предлагала свой вариант профиля по Шолмова. Вариант Гаева он считает ущербным:
— Набережные получились интересными, многоуровневыми, с доступом к воде. Это экологический подход. У Гаева просто бетонная стена. Такой подход давно устарел и является ущербным. Со спрямлением Свияги, думаю, нужно быть осторожнее. Даже если это технически и экономически крайне необходимо, линия изменения русла должна быть мягкой, ландшафтной и выглядеть природной, — считает Владимиров.
Руководитель архитектурной компании «Простор» Кирилл Штемпель напомнил, что проект обсуждается уже почти год:
— И лично я, осознавая необходимость этой дороги, всегда был против такого решения, хотя сейчас понимаю, чем оно обосновано. В проекте есть одно сложное место – это пересечение автомобильной и железной дорог около улицы Локомотивной. Железная дорога по уровню находится ниже улицы Локомотивной, но выше реки Свияги. Предложенное решение предусматривает проход автомобильной дороги над железнодорожными путями. Для этого она поднимается над землёй задолго до этого пересечения, и почти всю пойму проходит над землёй. Такое решение действительно сложно реализовать без спрямления русла. Но стоит ли так радикально менять русло? Можно ли сохранить существующую дугу реки, лишь слегка её уменьшив? Наверное, можно. Есть ли иные варианты прохождения этой дороги, которые не затрагивали бы русло реки? Конечно, есть. Можно пустить дорогу вдоль русла, отклонившись от оси улицы Промышленной чуть к югу, пересечь реку в одном месте, завернуть севернее и через кольцо вывести на Локомотивную. При этом сохранится и Свияга, и ООПТ «Свияжская Лука» в существующих границах. Но вот пересечение с Локомотивной придётся делать тогда подземным, а эту уже более серьёзная история, требующая взаимодействия с РЖД, разбор путей и т.д. Это, как говорят, очень сложно, дорого и долго. Таким образом, на одной чаше весов – природное пространство с живописной рекой, на другой – отсутствие проблем с РЖД. Сегодня, к сожалению, река для города не является той ценностью, ради которой стоит ввязываться в долгие и сложные работы по прокладке туннеля под железной дорогой.
Штемпель уточнил, что на комиссии по архитектуре и градостроительству голосовали скорее за необходимость строительства этой дороги, нежели за какой-то конкретный вариант её прохождения. Тем более, что обоснованный вариант был представлен только один.
— Не исключаю, что этот вопрос ещё неоднократно может обсуждаться и решения измененятся. Может быть, когда-то город дорастёт и до того, что начнёт понимать ценность реки и будет готов идти на жертвы ради её сохранения. Пойма Свияги, на мой взгляд, это главный ресурс Ульяновска. Благодаря реке Ульяновск мог бы получить совершенно уникальное пространство, главную городскую достопримечательность, переплюнув даже Венец с Волгой. Но, к сожалению, последнее время наш город эту ценность стремительно теряет. Застройка поймы перестала быть запретной темой. Создано уже немало прецедентов, которые открыли этот «ящик Пандоры». И сегодня приходится констатировать тот факт, что отношение к Свияге – чаще как к сточной канаве, нежели к городской достопримечательности, — считает архитектор.
Эколог Александр Каплин отметил, что когда речь идет о спрямлении рек внутри густонаселенных поселений, необходимы экспертизы, а экспертам нужно учитывать множество факторов:
— В случае спрямления Свияги для разгрузки от автомашин одних из самых загруженных по трафику улиц города, то здесь, скорее, больше плюсов, чем минусов. Хотя природа, безусловно, пострадает — больше всего от самого строительства. В каких-то частях безвозвратно. Относительно запуска вдоль набережной Свияги трамвайных путей я однозначно против. Она и так пострадает очень сильно, а трамвай своим грохотом со всеми сопутствующими атрибутами для общественных остановок окончательно добьет берега Свияги и зеленые зоны. Также с точки зрения экологии вызывает большие сомнения, что получится разрешить вопрос стоков с предполагаемой набережной такой длины. Сама идея мне нравится, но дьявол – в деталях.