На соцкомитете ЗСО отчиталась уполномоченный по защите прав детей Екатерина Сморода. Ситуация в регионе напряжённая: количество детского населения сокращается, есть тенденция инвалидизации (с), остается острой проблема буллинга в школах – доходит до случаев, когда учителя заклеивают школьникам рот. Безответственны и родители: мамы отдают детей в приюты ради устройства личной жизни, дети-инвалиды остаются брошенными в интернатах.
За год в адрес омбудсмена поступило 621 обращение, четверть вопросов – по защите права воспитываться в семье. На втором месте – меры соцподдержки, далее идут вопросы образования, в том числе буллинг в школах.
За год численность детского населения сократилась на 1500 ребят, до 224,6 тысяч. Это отражается на количестве обучающихся – минус 2800 человек. У детей ухудшается здоровье, есть тенденция инвалидизации (с). В образовательных организациях растет численность детей с особенностями здоровья. В основном это школьно-обусловленные заболевания, говорит Сморода. Омбудсмен предложила провести по этой теме спецзаседание – у нее есть нормативно-правовые наработки и предложения по перестройке системы взаимодействиям между медицинскими и образовательными организациями (“в этом и есть крамола”).
Поступают обращения от родителей детей с ОВЗ, особенно страдающих сахарным диабетом I типа. Таким ребятам настоятельно рекомендуют перейти на домашнюю форму обучения, выключив из очного процесса.
Есть вопросы по организации питания – по информации депутата Габдулхака Мурзаханова, в пищевые отходы идет до 40% блюд. Сморода подтвердила, что проблема особенно актуальная для Димитровграда. Вызывает нарекания и график приемов пищи: дети, завтракающие дома, могут проголодаться через 2-3 часа, поэтому в школах и техникумах, по мнению омбудсмена, обязательно должен быть буфет или, как минимум, вендинговый автомат, чтобы выдержать физические и интеллектуальные нагрузки. Сморода также считает, что до начала года нужно закрыть вопрос с разработкой меню для детей с особенностями в питании (наличие пищевых аллергий, сахарный диабет, фенилкетонурия, муковисцидоз и тд.). Таким ребятам, по мнению омбудсмена, нужно разрешить приносить с собой домашнюю еду – СанПиН это позволяет.
Острой проблемой остается буллинг в школах. Директора школ скрывают факты травли со всех сторон: детей, педагогов, родителей. Коммунист Вадим Белов рассказал о прошлогоднем случае, когда педагог заклеил рот ребенка скотчем.
– Бич нашего образования – внутришкольные конфликты. Но мы всегда помним, что участников процесса – три. Конфликты возникают на разных уровнях, но исходя из нашей практики, правда всегда где-то посередине. Когда сталкиваемся с такими фактами, создаем комиссию, подключаем независимых психологов, работаем исключительно в индивидуальном порядке. Иногда родители и педагоги сесть и поговорить нормально не могут – сразу пишут в прокуратуру и президенту, – говорит Сморода.
Депутат Василий Гвоздев констатировал – школьники массово дымят вейпами, начиная с 6-7 кассов. Проблема и в том, что некоторые родители поддерживают курение подростками электронных сигарет. Прошлогодний форум по теме охраны здоровья и выработанные по его итогам предложения оказались тщетными – полномочия по запрету электронных сигарет выходят за рамки области на федеральный уровень. На местном уровне решили взять пропагандой – провели в школах акцию “Не парься” о вреде распада глицерина. Сейчас чиновники ожидают, когда начнет работать принятый Госдумой РФ законопроект о запрете продажи вейпов несовершеннолетним.
– Решить проблему можно только полным запретом продажи приборов и жидкостей. Поймать и зафиксировать курение как административное правонарушение практически невозможно, если только не было фото – или видеофиксации. У нас была ситуация, когда мама отстаивала права девочки, которую якобы незаконно поставили на учет после запаха дыма в туалете. Облако и запах ароматизированного средства почувствовала педагог. И на основании этого “почувствовала” был составлен акт. Естественно, акт был опротестован. С вейпами эта история не работает, – рассказала омбудсмен.
Еще один бич – брошенные родителями детьми. Примерно 30% детей находятся в социальных центрах или приютах по заявлению родителей.
– Это не сироты, не дети, которые остались без попечения. Это мамы, которые пишут заявления и уезжают на гастроли с очередным дальнобойщиком. Дети должны воспитываться в семье. Если кровная семья не способна, значит есть близкие родственники, – говорит Сморода.
Есть факты, когда оставшихся без попечения детей правоохранители доставляются в больницы, где ребята необоснованно проводят до 27 дней без оказания какой бы то ни было помощи. Дети ухаживают сами за собой и полностью выключены из семейного общения. Органы опеки не предпринимают никаких мер, чтобы устроить таких ребят в семьи близких родственников. По словам Смороды, губернатору подготовлен спецдоклад по теме, заканчивается работа по совершенствованию порядка межведомственного взаимодействия. Депутат Юрий Супоня добавил, что нужно “поработать с плохой организацией обследований в стационарах”: “Это дети, как правило, больные. На амбулаторное лечение с ними ходить никто не будет – они же брошенные”.
Разработан проект для подростков с низкой пороговой доступностью – пилот запущен в засвияжской школе. На очереди – Заволжье и Димитровград. “Отдельные семьи наших защитников остаются без родительского попечения. Работа с трудными подростками – одно из самых важных направлений”, говорит Сморода.
В числе инициатив на 2023-й – повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами. Это открытие центра дневного пребывания, центра независимого проживания с сопровождением детей, которые выходят во взрослую жизнь; организация социального сопровождения семей с детьми, имеющими серьезные патологии (чтобы родители не бросали детей в детских домах). Также омбудсмен предлагает открыть уличные службы для профилактики преступлений; проводить социализацию детей, вступивших в конфликт с законом (проблема роста числа преступлений); организация социально-культурной адаптации мигрантов.
По итогам отчета первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев попросил омбудсмена быть более “принципиальной и колючей” и добиваться результатов. “Надеюсь, вы спонтанно сказали, что вейпы надо запретить. Их также смогут покупать совершеннолетнее и передавать младшим. Если мы не изменим атмосферу в школе, если это не будет ежедневной борьбой, победы не видать”. Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин похвалил Смороду за доступность – “решение частных вопросов и организацию различных мероприятий”. В то же время коммунист считает, что омбудсмен не пользуется своим правом выхода в суд по отношению к органам власти.