Сегодня -юбилей у министра искусства и культурной политики Ульяновской области Евгении Сидоровой. Режиссер по образованию, она до сих пор любит творить: участвует в мозговых штурмах по организации больших праздников, мечтает снова спеть с коллективом «Симбирские беседы», участницей которых была 12 лет. В плей-листе именинницы – Моцарт, Григ и Рахманинов; она мечтает о семейном счастье, коллекционирует броши, радуется подаренным иконам, считает себя романтиком. Откровенные признания – в интервью Улпрессе.
— Как отметите день рождения? Будет что-то особенное?
— Раньше отмечала день рождения просто: в кругу семьи, дома. Несколько последних лет фактически это делаю с коллективом, коллегами, друзьями. Но в этом году отмечу юбилей во Владикавказе, в небольшой компании близких друзей из разных регионов. А 30 апреля, по приглашению директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, приму участие в крупном федеральном событии — концерте-открытии дома Вахтангова «Путь домой». Я окончила режиссерский факультет у Николая Черкасова — мастера, который учился в Щукинском училище у Бориса Захава, а он, в свою очередь, ученик Вахтангова. Поэтому считаю себя сопричастной школе и имени Евгения Богратионовича, мы фундаментально погружались в изучение его творчества.
Так что вот такой подарок мне сделали.
— У вас есть традиционные именинные блюда, которые всегда ставите на стол?
— Когда праздник был домашним, обязательно готовили рыбу под маринадом или заливную, лепили с мамой пельмени, делали блюда в горшочках, запекали в духовке…Совместное приготовление блюд, дома на кухне – всегда сближает, мы делились секретами, говорили о сложностях и их преодолении, мечтах и планах. В этом году по возвращении соберу небольшой круг друзей и близких в ресторане.
— Какой подарок для вас самый лучший?
— В последнее время для меня стали очень дороги иконы. Я отношусь к этому с огромным уважением. На днях мне подарили вышитый, ручной работы диптих, выполненный с очень большой любовью, он освящен в храме. Я приняла его с благодарностью. Иконы всегда дают сил и укрепляют веру.
Еще один необычный подарок от Анны Александровны Тверсковой (министра соцразвития — прим. ред.)— причудливая сувенирная рыба с зеркальными элементами. Я считаю, что она приносит мне удачу: этакая золотая рыбка, которая помогает.
Поездку тоже дарили — в 16 лет родители отправили меня в Украинскую ССР, с посещением Киева. Навсегда запомнила Киевско-Печерскую лавру.
— А есть день рождения, который запомнился больше всего?
— Когда училась в музучилище, мне подарили виниловые диски с записями опер Чайковского, Римского-Корсакова. В советские времена книги и пластинки считались большим дефицитом. До сих пор их берегу, хотя и давно не слушаю. Пластинки мне приятны как воспоминания.
Ну а по необычности запомнился день, когда мне исполнилось 18 лет. Помню, мечтала стать более самостоятельной, чтобы позже приходить домой. Я воспитывалась в очень строгой, но справедливой семье, с серьезными регламентами, и до 18 лет была дома не позднее 21.55. Также почему-то очень запомнилось 30-летие. Это был семейный праздник, на котором папа, уже покойный, вдруг прочитал наизусть очень большой фрагмент из «Василия Тёркина». Я хорошо помню этот фрагмент в память о любимом папе.
— До сих пор поете в народном коллективе «Симбирские беседы»?
— К сожалению, после назначения министром перестала успевать это делать. Репетиции начинаются в 19.00, а у нас это еще очень активное рабочее время. Когда была замминистром, еще время от времени успевала, но уже пятый год оторвана от коллектива. Это была действительно очень важная часть жизни: в «Симбирских беседах» пела 12 лет. Творческий коллектив — это вторая семья. В мае «беседы» отметят 40-летие, и конечно же я найду время, чтобы поздравить, попеть вместе песни — все вокальные партии до сих пор в моей голове.
— Как сейчас проявляете свои творческие наклонности?
— В проектной деятельности. Все мозговые штурмы проводим совместно, я очень люблю ту часть работы, когда готовим большие мероприятия — государственные праздники, международные проекты. Люблю с коллегами, режиссерами обсуждать сценарии, и не боюсь быть равной — у меня есть диплом о режиссерском и музыкальном образовании. И благодарю, что они с уважением относятся к моим рекомендациям и советам. Это процесс сотворчества.
— Что для вас — быть министром? Все же вы человек творческий…
— Убеждена, что даже если у человека есть базовое образование управленца, отраслевые компетенции всегда нужны. Без этого трудно быть до конца убежденным в том, что ты разбираешься в вопросе, понимаешь суть.
Для меня быть министром — всегда идти вперед, несмотря ни на что; уметь работать в команде, разбираться в людях, не бояться брать на себя ответственность. Для министра культуры еще есть профессиональный нюанс — не потерять интерес к сфере. По роду службы мне приходится бывать на множестве концертов, спектаклей, выставок. Это вечерняя часть моей работы. И важно не пресытиться, чтобы голова воспринимала то, что ты пришел посмотреть и послушать.
— Изменила ли вас эта должность?
— Да, порой приходится становиться чуть жестче и принципиальнее — ты принимаешь решение и за него несешь ответственность.
— Никогда не жалели, что стали министром?
— Нет. Рада, что мне оказали это доверие, я очень люблю свою работу, у меня нет никаких внутренних противоречий.
— В одном из интервью вы говорили, что считаете музыку лечебной (в частности, Моцарта). Расскажите, каков ваш личный топ-5 музыкальных произведений — плейлист, который можете слушать бесконечно?
— Моцарт — непревзойденный гений, простые гармонии которого никто не может повторить. Это просто космос. Так что в моем топе на первом месте — 40-я симфония Моцарта, могу ее слушать в разных стилях. В моем плей-листе есть это произведение в прекрасном исполнении Мирей Матье, оркестра Поля Мориа. Очень люблю 23-й концерт Моцарта, Рахманинова (у него большой список произведений, но в частности «Рапсодию на тему Паганини), концерт для фортепиано с оркестром ля минор Грига, адажио Альбинони в разных исполнениях, Сару Брайтон — непревзойденное, уникальное сопрано. Также много слушаю Хворостовского, очень жаль, что он так рано ушел.
— Вам наверняка приходится разрешать конфликты в культуре, где люди тонкие, творческие? Как вам это удается?
— Когда проводила 1 марта коллегию, обозначила просьбу — не допускать конфликты. Убеждена, что в этой жизни справиться можно со всем, кроме смерти. Обо всем остальном можно договориться — пойти на компромиссы, пойти друг другу навстречу. Да, в культуре работают люди с особым эмоциональным фоном, с совершенно иным внутренним настроем. Надеюсь, что мы все же будем не разрешать конфликты, а не допускать их, своевременно видеть проблему и решать ее.
— Вы сами сложный человек?
— Простых людей не бывает. Человека формируют семейные, детские привычки, социум, профессия. Иногда они не совпадают с мироощущением и мировоззрением других людей. Поэтому есть определенное внутреннее напряжение. Я люблю анализировать, поэтому работают над собой. Понимаю, что у меня есть черта, которая, мягко говоря, мне не всегда нужна — это эмоциональность. Поэтому всегда адекватно и с благодарностью реагирую на конструктивную критику.
— Охарактеризуйте себя тремя словами?
— Неравнодушная, честная (я воспитывалась в семье советского офицера — папа воспитал во мне эту черту), романтичная. Последнее проявляется в настроении, желании посидеть с дорогими людьми за чашкой чая, даже в плей-листе — Моцарт на самом деле романтик.
— Что вас вдохновляет?
— Любовь.
— Как обычно начинается ваш день?
— Я живу в Новоульяновске, и так как мне к 9 утра на работу, встаю в 6.45. Включаю свою музыку.
— Что из последнего (выставка, спектакль, фильм, книга и тд) вас заставило испытывать сильные эмоции?
— Я пришла по приглашению на выставку в галерею Пластова — «Картины в зеркале гравюры». Я решила, что это проект, совместный с федералами. Но оказалось, что это копии гравюр с оригиналов Рафаэля, Тициана, Карраччи и других итальянцев, прекрасные эстампы из фондов нашего Художественного музея. На меня это произвело неизгладимое впечатление. То, что у нас богатая коллекция, мы знаем и понимаем, но, к сожалению, не хватает площадей, чтобы наши прекрасные фонды были представлены.
— О чем вы мечтаете?
— О семейном благополучии.
— Если бы вам дали возможность выбрать, в какой эпохе, веке, десятилетии жить, что бы выбрали?
— В молодости часто примеряла на себя конец XIX века. Но теперь точно знаю, что испытываю особое удовольствие, когда вспоминаю советские времена. На мой взгляд, это эпоха, когда простые человеческие вещи, радость, нематериальные ценности были превыше всего. Люди были добрее и счастливее. Для меня это очень важно. На момент распада СССР мне было 18 лет, это осознанный возраст, я хорошо помню пионерское детство, систему воспитания ценностей, которую мы хотим сегодня возродить. Так что для меня это эпоха радости, счастья, доброты и уважения.
— У вас есть хобби?
— Раньше это было участие в «Симбирских беседах», а сейчас моим хобби стало коллекционирование брошей. Любых — деревянные, бижутерия, стекло, металл, стрекозы, жуки, цветы, любые. Если они у меня вызывают художественно-эстетическое наслаждение, я их покупаю.
— Отдыхать у вас получается?
— Да. Для меня это переключение деятельности — занятие домашними делами. Люблю уборку, готовить, гулять, посозерцать в хорошую погоду. Когда есть время, хожу в новоульяновский ФОК «Строитель» в бассейн, где отменная вода. Люблю баню, хамам.
— Продолжите фразу: «Я горжусь тем, что смогла….»
— …остаться верной своим принципам и убеждениям, вне зависимости от обстоятельств.