78 лет назад всю страну окутало ликование: по всем радиостанциям Советского Союза диктор Юрий Левитан произнес долгожданное сообщение: «…Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Это означало окончание кровопролитных боев, геноцида народов и издевательств фашистов. Сегодня этот день для нас великий праздник – День Победы. Ultoday73.ru на протяжении всего года публиковал воспоминания наших ветеранов, переживших войну. Расскажем о них еще раз.

В ночь с 8 на 9 мая все жители Советского Союза прильнули к приемникам, настроившись на одну частоту. Еще вечером Всесоюзное радио объявило, что в эту ночь будет работать до четырех утра, а это означало – нужно ждать. Где-то в 2:10 по московскому времени раздалось то самое сообщение диктора, после которого люди начали выходить на улицу с песнями, стихами, флагами и поздравлять друг друга. Никто в ту ночь спать не мог: фашизм был повержен!

Ульяновский ветеран Федор Иванович Горюнов новость о капитуляции немецких войск узнал, находясь в Берлине. В этот момент он оставался в кабине стрелка-радиста, который практически не покидал с момента отправки на фронт. О том, что ему когда-нибудь придется сидеть в военном самолете в роли радиста, Федор Иванович и не мечтал.

— Мы практически ничего не знали об авиации, только по книжкам о подвигах летчиков. Один-единственный раз мы видели самолет, когда он подсел к нам в поле. Гурьбой мы со всей школы побежали смотреть на него: трогали, разглядывали… Мы были настолько поражены, — рассказал ветеран, — никто из нас тогда и думать не мог, что мы станем обучаться авиации.

Когда началась война, Горюнов еще сидел за школьной партой и смог полностью окончить только девять классов. В середине десятого – 1 января 1943 года — его вместе с двумя одноклассниками забрали в армию. Никто из них даже не подозревал, куда их направят, пока они не прибыли в окружную школу № 65 в Чердаклах. Там они и узнали, что из них будут делать стрелков-радистов.

— Когда мы начали заниматься, от нас требовалось освоить азбуку Морзе. Нужно было уметь передавать и принимать 80 знаков. Человек восемь не смогли освоить ее и их тут же отчислили и отправили обучаться на стрелков. Наш инструктор говорил нам не считать, а воспринимать буквы по звукам и очертаниям. Это у меня и получилось, — поделился наш земляк.

После окончания обучения наш земляк вошел в состав 9-го запасного авиационного полка. Стоит отметить, что на плечах стрелков-радистов лежит ответственная задача, от которой порой зависит жизнь всего экипажа. Дело в том, что в самолете располагалось три пулемета, два из которых находились в хвосте. Они были необходимы стрелкам, чтобы защитить экипаж от нападения «со спины».

— Все мое ремесло заключалось в спасении экипажа. Я летал задом, до пояса в воздухе, все было открыто и я должен был определить врага раньше, чем он меня, чтобы остаться живым. Моя задача была в том, чтобы защитить заднюю полусферу самолета, поэтому у меня были иллюминаторы справа и слева, и я постоянно смотрел наверх, а главное — вниз самолета, — сообщил Федор Горюнов.

Пока стрелок-радист защищал самолет, летчик бомбардировщика Пе-2 мог сосредоточиться на непростом пилотировании. Так, наш земляк вместе с авиационным полком дошел до Берлина.

Кстати, среди радистов, бывало, встречались и женщины, ведь все желали приблизить победу и вставали на защиту своей Родины. В Ульяновске добровольцем на фронт ушла Нина Ивановна Голубева.

Еще в детстве ей пришлось нелегко, вместе с сестрой она оказалась в интернате на улице Ленина. Нина Ивановна закончила семь классов, после чего поступила в техникум на электромонтера, а свою трудовую деятельность начала на заводе имени Сталина, где изготавливались детали и собирались автомашины ЗИС-5 и ЗИС-1. И хоть так девушка могла принести немалую пользу для фронта, оставаться в тылу она не смогла и решила лично принять участие в борьбе с фашизмом. На тот момент ей было всего 17 лет, поэтому она забрала документы старшей сестры и втайне от родных отправилась в военкомат.

— Я всегда была очень боевой женщиной, стремилась везде участвовать и захотела защищать Родину! Поэтому я пошла в военное командование и сказала: «Возьмите меня на фронт!» Меня взяли, и я была радистом–телеграфистом. Передавала сообщения, знала азбуку Морзе, — рассказала о своем прошлом ветеран войны.

В 1944 году 25 августа Нина Голубева выучилась на связиста и одна из своего выпуска была направлена на Ленинградский фронт в отдельный полк связи 14-ой Воздушной армии. Год был непростым: Красная армия направляла все силы на прорыв блокады Ленинграда и налаживание обороны города. Конечно, чтобы осуществить такую непростую задачу, необходима была бесперебойная связь для управления частями наземной и воздушной армии. Обеспечивали ею молодые девушки, такие же как наша землячка.

Наиболее трудной работа связистов стала в дни крупных наступательных операций по прорыву и снятию блокады. Лишь на реализацию военной операции «Искра» руками молодых девушек было проложено 200 километров кабельных линий связи и построено еще 5 километров постоянных. Не останавливали связистов ни болотная местность, ни жуткая зимняя стужа, ни постоянные авиационные налеты фашистов. Военные делали все возможное для обеспечения надежной и постоянной связи, лишь бы наконец-то прорвать тиски блокады.

А медлить было нельзя: нескончаемые обстрелы, голод и холод забирали все больше жизней. Только по официальным данным, за все время нахождения в окружении в городе погибло от 600 тысяч до 1,5 млн людей. Точную цифру сегодня установить невозможно.

По некоторым данным, первая зима с 1941 по 1942 года стала самой страшной, каждый день погибало по 4 тысячи человек. Тяжелее всего приходилось детям. Рабочим выдавали по 250 грамм хлеба, а на мальчиков и девочек приходилась порция в 125 грамм, и этого не хватало даже для простого существования организма. Пережила те страшные блокадные дни и жительница Ульяновска Галина Елизарова.

Для нее Ленинград был родным городом и в момент, когда немцы сковали его в тиски блокады, ей было всего два года. В ноябре 1941-го она потеряла отца при обстреле Кировского завода, а 8 февраля 4 2-го не пережила мук голода мать девочки.

— Меня отдали в детский дом в Ленинграде, где я пробыла до снятия блокады. Как мы остались живы? Не знаю! Наверное, были добрые люди, или, может, мы были крепкие здоровьем. Когда город освободили, в 1944 году нас вывезли в Пензенскую область в санаторий «Белое озеро». Но, как говорили нам, кормить нас было нечем, и тогда стали просить жителей ближайших сел брать эвакуированных детей к себе на время, — рассказывает свидетельница тех событий.

Так Галина Елизарова приобрела новый дом и приемных родителей, но хоть все ужасы юной уроженки Ленинграда были позади – пережитые годы блокады ее не покинули. Она была очень худой, настолько, что опекуны боялись брать ее на руки, чтобы не сломать хрупкие кости. Страх перед голодом девочку не отпускал долго. Даже спустя несколько лет по утрам она всегда спрашивала маму, есть ли дома вода, хлеб и не будут ли стрелять.

— Это очень страшно и долго остается внутри! После пережитого становишься другим человеком: рано взрослеешь, начинаешь думать о будущем, запасаешься, воруешь у кур то, что им дают поесть, прячешь кусочки сухого хлеба или сухарики, — с волнением вспоминает ветеран.

Несмотря на все военные кошмары, люди оставались людьми, верили в добро, сострадали и помогали ближним, любили, все вместе мечтали о скорейшем завершении войны. Даже сидя в окопах, старались как-то скрасить тяжелые фронтовые будни. Наш земляк, участник Великой Отечественной войны Юрий Панаит, к примеру, прошел войну с пулеметом в руке и скрипкой в обозе.

На фронт он ушел в 1943 году из родного города Харькова, сразу после его освобождения. Он принимал участие в боях на Украине, в Молдавии, Чехословакии и Германии, дошел до самого Берлина, при этом не забывая вечерами во время отдыха с сослуживцами играть на скрипке фронтовые песни: «Огонек», «Синенький платочек», «Темная ночь» и многие другие.

— Так случилось, что выучиться игре на скрипке мне пришлось еще до войны, а в армии, когда забирали на фронт, не спрашивали, играешь или нет, – все равно. Была война, и был недостаток в бойцах. Дали винтовку и противогаз. Но я на всякий случай скрипочку взял с собой, и она так мне пригодилась! Солдаты-новобранцы и не знали, что я играю, но в окопах с удовольствием слушали мой фронтовой репертуар, — рассказал участник Великой Отечественной войны.

Свою «боевую подругу» ульяновский пулеметчик не бросил, даже когда в боях пуля повредила палец, которым он с самого детства учился играть.

Именно благодаря самоотверженности, смелости, решимости и подвигам наших ветеранов страну не смогли сломить натиски фашистов, а дома и жизни людей оказались в безопасности. Низкий им поклон за это!