Президент поручил правительству в срок до 1 августа обеспечить условия для изучения в российских школах основ черчения в 5-9 классах и учебного курса “Черчение” в старшей школе с 2024/2025 учебного года.

Разговоры о том, что черчение нужно вернуть в школы, звучали уже не раз. Например, в апреле с такой просьбой к президенту обратился губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению “Промышленность” Алексей Дюмин.

Напомним, как отдельный предмет черчение изучали в советской школе с 1930-х годов. В 2000-х годах черчение учили в 9 классе всего один час в неделю, а потом предмет стал факультативным. В 2019-м черчение было исключено из школьной программы как отдельный предмет. Но уже в начале 2000-х специалисты забили тревогу: черчение – язык техники, и его отсутствие станет “тормозом в диалоге выпускников школы с компьютером на технические и другие темы”.

Правда, как выяснилось, элементы черчения в школьной программе все же оставались, но были лишь небольшой частью курса “Технология”. Но, как рассказали “РГ” эксперты, этого мало.

– Черчение – это развитие пространственного мышления, – прокомментировал доцент департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Московского городского педагогического университета Александр Хлебников. – Жаль, что в начале двухтысячных оно отошло на второй план в школе. Сейчас предмет потихоньку возвращается, есть элементы в курсе “Технология”. Но на мой взгляд, логичнее ему все же быть рядом с курсом “Изобразительное искусство”, а вести его должны учителя ИЗО – они это сделают лучше и понятнее. Было время, черчение изучали факультативно, но сегодня, думаю, место ему в числе общих дисциплин.

По мнению Хлебникова, с основами черчения должны познакомиться все школьники. Другое дело, что, например, в технических классах часов на изучение этого предмета может быть больше. Но база нужна всем.

– Я сам веду черчение у первокурсников и могу сказать, что уровень школьной подготовки на входе в вуз, мягко говоря, не очень, посредственный, – отмечает эксперт. – А ведь абитуриенту, который планирует идти дальше по направлению, к примеру, графический дизайн или инженерное дело, просто необходимы основы, с которыми он придет на первый курс.

Что должны знать первокурсники? Государственные стандарты в области черчения – в первую очередь. Также нужно знать, как по двум проекциям построить третью, уметь выполнять объёмное построение предмета.

Абитуриентам технических вузов знать основы черчения необходимо. Развивается пространственное мышление и умение решать сложные задачи

– Более того, у ребят должны быть сформированы начальные навыки владения чертёжными инструментами. А у меня некоторые смотрят на циркуль и не понимают, как им пользоваться, – отмечает Александр Хлебников.

С коллегой согласна начальник Центра реверс-инжиниринга и стандартизации Московского Политеха Лиана Тугушева.

– Черчение – основа технических и инженерных дисциплин. Умение читать и создавать чертежи – необходимый навык во многих отраслях, от архитектуры и машиностроения до компьютерного моделирования и дизайна, – говорит Тугушева. – Черчение развивает пространственное и критическое мышление, формирует аналитический склад ума, приучает к решению сложных задач. Для будущих студентов технических вузов этот навык не просто полезный, но можно сказать, обязательный.