Пояснительную записку к законопроекту о труде в школе разработчики документа начинают словами одного из основоположников педагогики в нашей стране Константина Ушинского – о том, что воспитание, если оно желает счастья человеку, должно приготовить его к “труду жизни”. Так ли это и насколько именно такое пояснение актуально сегодня?

Пока парламентарии разрабатывали, рассматривали и принимали в первом чтении поправки к Закону “Об образовании в РФ”, учителя и родители “ломали копья” вокруг формулировок и смыслов документа и старались понять, не заставят ли первоклашек двигать парты, а старшеклассников – ремонтировать окна.

Напомним, до сих пор часть 4 статьи 34 Закона “Об образовании в РФ” запрещала привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Теперь же эту формулировку из закона предлагается исключить. То есть труд “по умолчанию” становится основным правом учеников (статья 34 посвящена как раз их основным правам и мерам соцподдержки). А в статью 43 того же закона – про обязанности и ответственность школьников – вносятся правки: дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а еще – “участвовать в общественно полезном труде… направленном на формирование… трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда”. Последнее – абсолютно новый пункт.

Дети не будут заменять уборщиц или садовников. Мы говорим о традиционных дежурствах в классе или столовой, о субботниках
Что такое общественно полезный труд, не раз поясняла глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, успокаивая тревожных родителей. Речь не о том, что дети будут заменять собой технический персонал – уборщиц или садовников. “Мы говорим в первую очередь о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну… Это элементарные базовые вещи”, – отмечала Казакова в одном из интервью “РГ”. Так, по ее мнению, у детей, кроме полезных навыков, сформируется еще и уважение к “человеку труда”.

В пояснительной записке к законопроекту говорят и о том, что формирование правильного отношения к труду – длительный процесс, который необходимо начинать в детстве. Но сегодня “домашними питомцами” для многих детей наряду с кошками и собаками, а то и вместо становятся роботы: пылесосы, мойщики окон, да даже автоматические урны, которые реагируют на движение и сами открывают крышку. Пословица “Без труда не вытащишь рыбку из пруда” для современных детей теряет смысл?

– Не случится трагедии, если школьник примет участие в уборке класса после уроков по какому-то специальному графику дежурства или польет цветы, протрет доску, – говорит директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета профессор Александр Савенков. – Мы под воздействием какой-то ложной демократии в свое время избавили детей от этого, а зря. Конечно, нельзя забывать, что главный труд ребенка в – первую очередь учебный труд, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя – все это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемленным.