Ленинский районный суд Ульяновска в первой инстанции удовлетворил иск Управления по охране объектов культурного наследия к собственникам и владельцам кинотеатра «Художественный». Их обязали до 1 октября 2025 года провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия. Одно из красивейших зданий, построенных по проекту Федора Ливчака, продолжает разрушаться, на фасаде уже прорастают деревья.

У «Художесвтенного» (официально здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Ампир 1910-е годы») несколько собственников. В решении суда они перечислены: ООО «УК «Вектор», ООО «Иваноффъ и К», ООО «Терра», Ульяновский молодежный театр имени Б.В. Александрова, Сергей Герасимов, Александра Крутова (родственница и полная тезка учредителя «Иваноффъ и К»). Именно они должны привести в порядок здание. В числе ответчиков по делу также значились администрация города Ульяновска, Козлов Н.И., Козлова Н.Н., Балагурова Н.А., Можаева А.П.

— К сожалению, как и во многих других случаях, собственники по доброй воле не предпринимали необходимых мер для сохранения объекта, ставшего символом нашего города, — пояснил заместитель руководителя Управления по охране объектов культурного наследи администрации губернатора Евгений Сизоненко.

Александр Крутов заявил, что не намерен оспаривать решение суда:

— Мы всегда хотели это сделать, даже сами писали в мэрию об отваливающихся стенах на фасаде. Вопрос только в методах расчета сметы ремонта: ее мы в полном виде до сих не видели. Если она завышена, то будем оспаривать. Если все в порядке, то нет.

Бизнесмен Сергей Герасимов также говорит, что обязательства отремонтировать объект и без того есть, вопрос, кто и что именно должен делать:

— У меня небольшая доля в здании, и я не могу прийти на территорию основного собственника (правительственной структуры) прийти и что-то ремонтировать. Как они будут решать вопрос в условиях дефицита финансирования, непонятно. К тому же, должен быть проект, процедура сложная — как получим решение суда, будем разбираться. В целом мы уже по нескольким объектам столкнулись с охранным законодательством, которое, на мой взгляд, нужно менять и упорядочивать. В нем много вопросов, я считаю, что кто-то хитрый пролоббировал принятие такого «мутного» закона. Стоимость работ на объектах культурного наследия значительно превосходит стоимость работ даже самого высокого качества на обычных объектах.

«Художественный» сейчас находится в оперативном управлении Молодежного театра (он в нем даже не работает — труппа давно переехала в Дом техники), который, как ОГАУК, находится на балансе минкульта. В прошлом году министерство начало переговоры с региональным минимущества о возвращении здания на баланс Ульяновской области для поиска инвестора. В октябре 2022 года министр культуры Евгения Сидорова заявила, что денег на ремонт здания в бюджете нет.

– Министерство имущества отказалось принять объект в казну. После получения решения суда ведомство будет прорабатывать вопрос финансирования ремонтно-реставрационных работ, – пояснили в минкульте.

Сумма, которую нужно вложить в «Художку», приличная: еще в 2021 году подсчитывали, что для выполнения комплекса работ по замене, усилению и реставрации дефектных строительных конструкций нужно 180 миллионов рублей (а сегодня, с учетом роста цен, эту цифру можно смело умножать на два). Три года назад были готовы эскизы внутренних помещений киноцентра. Но воз даже не ныне там — он катится под горку. Разрушается фасад красивейшего здания.

В 1912 году здание, где располагался кинотеатр «Ампир», построили по проекту архитектора Федора Ливчака. В 1928 объект переименовали в «Художественный».

В 90-е здесь работал клуб «У Иваноффа». В 2011 году бизнесмены прекратили свою деятельность в «Художке», 2012 года кинотеатр полностью финансировался из городского бюджета, а с 2016 года — из областной казны.

В 2017 году в киноцентре отключили из-за долгов отопление. В 2018 году часть помещений передали Молодежному театру, который через три месяца перебрался в Дом техники — работать в «Художке» без ремонта и отопления было невозможно. С тех пор объект стоит без дела и ветшает.

Фото: Евгений Сизоненко