Благоустройство второго входа в парке Победы продвигается, но не так быстро, как того хотелось бы. Об этом сообщили в архитектурном бюро «Простор», которое разработало проект. Объект планировалось завершить до конца прошлого года, а в этом году доделать площадь, расположенную перед ним. Причины затягивания сроков — технические: проект пришлось корректировать. Открыть новую входную группу обещают в конце лета, хотя в самом «Просторе» в этом сомневаются. Также архитекторы отмели обвинения в плагиате – то, что проект похож на мемориал в Лондоне.

Напомним, изначально городские власти решили обновить к 60-летию парка Победы (к 2022 году) вход — построить за танком (на площади Танкистов) триумфальную арку. В 2021 году определили подрядчика, который должен был заняться ее строительством — ООО «Стройснабсервис». Но летом прошлого года градосовет категорически выступил против арки.

«Простор» предложил три альтернативных варианта решения этого общественного пространства (от других архитекторов, по словам руководителя бюро Кирилла Штемпеля, тогда не поступило). Разница между ними была в смысловой нагрузке, сложности исполнения и в стилистике.

Два альтернативных варианта входной группы


На градосовете большинство архитекторов поддержало вариант «Линии жизни», на основании которого, после корректировки, была разработана проектно-сметная документация. По ней сейчас и реализуется проект.

На входную группу из бюджета выделили 16,5 млн рублей, на укладку тротуарной плитки, снос деревьев и обустройство газона — 7,5 млн. Почему же затянулись сроки реализации проекта? Причины, по словам Штемпеля, скорее всего, как финансовые, так и технические:

— В прошлом году, насколько я понимаю, финансов на полную реализацию проекта не хватило. Была выделена первая очередь, которая включала устройство входной группы и часть плиточного мощения. Определили подрядчика на выполнение этих работ. Он долго не мог приступить к стройке, так как не был сформирован земельный участок, не был решён вопрос с демонтажом трамвайного кольца и столбов. В октябре работы начались и закончились уже глубокой зимой. А в этом году год на продолжение этих работ были объявлены новые торги, определили нового подрядчика — совершенно другую компанию. И с этим тоже связаны некоторые сложности. Работы первого этапа сейчас требуют некоторых доработок (например, хотелось бы заделать монтажные отверстия в стене, оттереть высолы и подтёки на бетоне, отшлифовать поверхности в «разломе» и так далее). Но со старым подрядчиком, как я понимаю, договор уже закрыт, а новый ответственности за эти работы не несёт.

По словам руководителя «Простора», нынешним летом работы продолжаются, но очень не быстро. С чем это связано, Штемпель пояснить затруднился.

— Мы со своей стороны регулярно бываем на площадке, даём пояснения по проекту, поправляем, если что-то идёт не так, вносим корректировки, если это требуется. Нам важно, чтобы сохранилась первоначальная идея. А для этого необходимо учесть все нюансы с раскладкой плитки, устройством освещения, озеленением и прочее. Некоторые моменты, которые кажутся незначительными при выполнении работ, на самом деле очень важны для итогового целостного восприятия этого проекта, — отметил архитектор.

Состояние входной группы неделю назад. Фото Кирилла Штемпеля. 

В МБУ «Стройзаказчик» пояснили, что причина задержки была технической. Проект менялся, переделывался, пересчитывался, плюс «немного не хватило средств», но в этом году финансирования будет достаточно:

— Были проблемы, связанные с разбивкой территории. Проект не учитывал некоторые моменты — его делали для идеальных условий, на основании топосъемки. А в реальности получилось, что тут дерево выросло, тут что-то изменилось. Пришлось проект менять.

Вход-разлом в парк Победы вызвал неоднозначную реакцию у горожан. Помощник губернатора Ольга Мельникова, по сути отвечающая сегодня за проекты благоустройства в регионе, охарактеризовала «Линии жизни» так: «С точки зрения философии, самый глубокий, на мой взгляд, вариант. Строгое с контрастными черно-белыми линиями пространство предлагается дополнить цветущими кустарниками и растениями «в начале их пути» и свести на нет при приближении к холодной монументальной вертикальной плите (символ твердеющих в ходе войны человеческих душ). В плоскость брутальной холодной стены врезается теплое дерево, именно через его конструктив посетители будут попадать в парк».

Есть и те, кто категорически против этого проекта. Причем, не с визуальной, а концептуальной точки зрения. Сопредседатель движения «За сохранение исторического наследия Ульяновской области» Игорь Воеводин рассказал, что изначально с военными никто проект не обсуждал, хотя танк, входящий во входную группу, был установлен силами Ульяновского гвардейского танкового училища, в честь выпускников, погибших на войне.

— Стена с разломом отгородила входную группу от танка Победы, и на наш взгляд, это вопиющая ситуация. Люди, которые это придумали, оченнь плохо относятся к памяти о войне. В этом месте уже существовала сформированная среда, а потому вход должен был включать то, что существовало прежде, не разрушать его и не исключать. Парк Победы славит победу нашей страны, народа в Великой Отечественной войне. Мы не видим в этом проекте никакого отголоска славы. Почему решили уйти от триумфальных арок? Мы относимся к победе, как к нашему триумфу. А в этой концепции главное — покаяние. Перед кем мы должны каяться? Делать это мы не собираемся, считаем себя народом-победителем. На мой взгляд, деньги на этот проект не то что потрачены понапрасну, это просто диверсия, — заявил Воеводин.

Нам в личку пришло сообщение, что архитекторы «Простора» могли «срисовать» свой проект с памятника «Животные на войне». Это мемориал в Лондоне, посвящённый памяти всех животных, которые «служили и погибли в британских и союзнических войсках в войнах и конфликтах во все времена».

Кирилл Штемпель отвергает обвинения в плагиате. По его словам, приёмы формирования объёмно-пространственной композиции, вызывающие определённую эмоцию, известны давно и применяются широко:

— Перед нами была поставлена задача обоснования уместности их применения в нашем проекте. Когда на градосовете мы приводили примеры похожих решений, был там и памятник «Животные на войне» в Лондоне. Пример не самый удачный, но, в тоже время, также использующий приём «узкого проёма». Сравнивать целиком этот памятник с нашей входной группой в Парк Победы в корне неправильно. При схожих эмоциях у этих двух сооружений всё-таки совершенно разная смысловая нагрузка.

Руководитель бюро не согласен с тем, что проект лишен смысловой нагрузки. Он считает, что ее более, чем достаточно, просто не все готовы это воспринимать:

— Когда мы предложили на градосовете три разных идеи этого пространства, лично мне с самого начала вариант со стеной казался наиболее интересымй. И я был рад, что градосовет поддержал именно её, правда с некоторыми замечаниями. Было высказано сомнение об устройстве входа прям под колесо обозрения, поэтому мы расширили входную аллею и сместили её чуть в сторону. Сначала в стене предлагалось сделать не разлом, а отверстие в форме силуэта советского солдата. И это решение вызвало много вопросов — почему такой солдат, почему такая поза, почему такая форма, почему не звезда или голубь? Именно на градосовете возникла идея сделать это отверстие абстрактной формы, в виде трещины или разлома. Мы осмыслили эту идею, и, перебрав множество вариантов, остановились на самом сдержанном и лаконичном. Сочетание простых форм разных материалов, объёмов (стена) и контробъёмов (разлом) должны символизировать битву, преодоление и исход борьбы. Мы решили, что стена должна иметь «грубую» фактуру (следы деревянной опалубки), что отсылало бы к стилистике фортификационных сооружений времён войны. По задумке, эта фактура должна была интересно смотреться при скользящих лучах солнца, особенно в сочетании с гладкой поверхностью самого «разлома». Контраст фактур и форм отражает переход из одного состояния в другое и говорит о разности восприятия одного и того-же предмета. Эти стилистические приёмы, которые используются в архитектуре для создания определённого настроения были известны с древних времён, и всегда широко применялись в памятниках и мемориальных сооружениях, как российских, так и мировых.

Вид на входную группу с версией разлома в виде фигуры солдата

По словам Штемпеля, когда дело дошло до стройки, уже была выставлена опалубка для стены. С тогдашним главой города Дмитрием Вавилиным у архитектора снова возник спор на тему разлома.

— Дмитрий Александрович считал, что разлом не нужен вовсе, а стену лучше сделать гладкой. И мы снова пошли на градосовет, где обосновали принятые нами решения, а в подтверждение своих слов привели несколько примеров уже реализованных объектов в отечественной и зарубежной практике, где используются похожие стилистические приёмы. В качестве подтверждения уместности решения узкого проёма для формирования определённых эмоций мы приводили в пример и мемориал жертвам Холокоста во Франции, и музей «Бункер 599» в Нидерландах, и Мемориал жертвам нацизма в Смоленске и другие. Все эти объекты похожи тем, какую эмоцию они вызывают у посетителя. Градосовет поддержал нашу точку зрения и поэтому, входную группу было решено делать именно так, как мы задумывали, — пояснил глава «Простора».

Входную группу планируют доделать до конца лета — сейчас подрядчик должен активизировать работы. Кирилл Штемпель считает, что это возможно, если работать и день и ночь. Его прогноз завершения работ — к концу 2023 года.