Жители с улицы Александровская и Богдана Хитрово возводят баррикады из-за строительства новой дороги по улице Шигаева. Местные просят от власти прислушаться к их позиции и отменить решение о пересадке более 60 деревьев, которые попадают в зону застройки. Ульяновцы считают, что в частном секторе нет необходимости в автомагистральной 4-полосной дороге, проложенной в 16 метрах от окон частных домов. В администрации заявляют: микрорайон разрастется до 30 000 человек, дорога предусмотрена ещё Генпланом от 2007 года, а деревья фактически высажены незаконно. Единственное решение – пересадить крупномеры и рассчитывать, что большинство из них приживётся.
Вопрос строительства 4-полосной дороги по ул. Шигаева от ул. Ефремова до трассы М-5 “Урал” вынесли на заседание промышленного комитета Заксобрания. Объект капиталоёмкий – 206,9 млн рублей (федеральные средства с долей муниципального софинансирования). Контракт заключен в апреле с ООО “Дорожник”. По условиям договора дорогу должны сдать до 15 декабря 2023 года. Следующим этапом запланировано строительство дороги по улице Ефремова до Хваткова, стоимость объекта – 472 млн рублей. Проект готов, строительство запланировано на 2024-2025 году. Третьим этапом (2028-2029 гг) предусмотрено строительство дороги-дублера трассы М-5. Сейчас ведется проектирование. Строительство жилых домов в этом микрорайоне в 2018 году получило статус особо значимого инвестиционного проекта. Реализовать его планируется до 2030 года – возвести многоэтажки, поликлинику, дороги, продлить трамвайные пути.
Текущая стройка дороги по ул. Шигаева идет со скандалом и сходами граждан. По словам заммэра Дмитрия Зверева, у местных жителей два основных вопроса – снос около 30 хвойных деревьев на участках, примыкающих к частным домам, под строительство тротуара; и расположение остановки общественного транспорта напротив хостела и магазина. Частично удалось найти компромисс.
– В проектную документацию внесли изменения: ширину тротуара заузили с 3 метров до 1,5 метров, часть деревьев останется на месте. Остальные насаждения, которую попадают в зону застройки, решено пересадить на противоположную сторону улицы. По остановке мы вошли в положение жителей и исключили ее из проекта, – говорит Зверев.
Пришедшая на комитет инициативная группа с ходу заявила: “Не все так безоблачно, как здесь говорят”. Жители категорически против строительства 4-полосной автомагистральной дороги в 16 метрах от окон частных домов и сноса деревьев, которые выступают живым щитом от пыли и шума. Их предложение – скорректировать проект и сместить дорогу на 5 метров в поле:
– Данная дорога спроектирована без учета мнения проживающих. Улицы Александровская и Богдана Хитрово – это большой частный сектор. Земля под частным сектором много лет была в ведении ТСЖ. Несколько лет назад председателя убили, назначили нового, на этой территории работы благополучно закончились. Весь частный сектор мы несколько десятков лет содержим за свой счет: чистим дороги, высаживаем деревья, делаем площадки. В этом году жители потратили более 5 млн рублей собственных денег, чтобы заасфальтировать дорогу, сделать тротуар. Мы заинтересованы в том, чтобы все оставить как есть. С мэрией у нас нет понимания. Изначально нам заявляли, что дорога с Шигаева будет с выездом на М-5. Мы дружно за это порадовались. Но весной обнаружилось, что эта магистральная 4-полосная дорога – тупиковая. Она проходит в 16 метрах от частных домов и заканчивается. Деревья, которые запланировали снести, – единственный защитный барьер от шума и пыли. Нам предложили компенсировать и засадить крупномеры в пределах района. Нас как жителей это не устраивает. Мы просим учесть наше мнение: оставить насаждения как есть и оставить часть существующей дороги на ул. Шигаева как внутриквартальных проезд. Таким образом спроектированная дорога сдвинется на 5 метров в поле. На данный момент видим раскопанные траншеи. Есть вопросы к субподрядчику – работы идут без знаков, без освещения в темное время, без паспорта объекта, ограничителей, даже скотч элементарно красно-белый не могут натянуть. На наши замечания реагируют хамством. Мы стучались во все двери, но нас никто не хочет услышать, – заявила Екатерина.
Еще один представитель инициативной группы, 64-летний ветеран вооруженных сил, назвал происходящее “лицемерием и вандализмом”: землю под строительство дороги втихую исключили из охранной зоны. Власти ему заявляют: проект госэкпертизу прошел, корректировок – не ждать.
– Ни одни инженерные сооружения нашего ТСЖ городу не переданы. Мы платим за воду, газ и свет по лицевым счетам. То есть всю ответственность должен нести председатель ТСЖ. Но вдруг с мая земля перестала находиться в аренде у ТСЖ, началась стройка. Участок под дорогой находился в охранной зоне. В 2021 году при Вавилине вынесли решение о переводе земли под строительство дороги. Никто об этом не знал. С самого начала идет информационный вакуум. Мы все видим и читаем, что в Винновской роще вырубили 229 деревьев по незаконному порубочному билету. Когда враг идет – берут оружие и защищаются.
Резюмируя, жители микрорайона просят “откатить” решение о пересадке деревьев:
– В четверг был комиссионный осмотр по пересадке сосен, сегодня должен прийти ответ. С выдачей порубочного билета обратной дороги уже не будет. На данном этапе мы просим приостановить выдачу порубочного билета и детально разобраться в нашей ситуации. Мы готовы подавать в суд и прокуратуру, в самые высокие инстанции. Кроме того есть небезосновательные опасения, что смета двухгодичной давности неактуальна, и стройка может стать долгостроем”.
UPD. В пресс-службе администрации Ульяновска редакции пояснили, что сносить деревья не будут. Принято решение о пересадке 66 насаждений “где-то в стороне”. Пересаживать начнут в середине сентября.
– Техника и опыт есть. Можно вспомнить удачный пример пересадки голубых елей в парке Победы. Да, на Шигаева деревья действительно высаживались самовольно 10-15 лет. Понятно, что жители это сделали из благих намерений, но новая дорога была предусмотрена еще Генпланом от 2007 года. Только в 2017 году объект удалось завести в программу по строительству инфраструктурных объектов в микрорайонах “Стимул”, – сказали в пресс-службе.
Председатель комитета Дмитрий Грачев отметил несоответствия в материалах от мэрии и Минтранса и скоростное решение о пересадке деревьев:
– Зачитываю: “С целью максимального сохранения зеленых насаждений в рабочую документацию вносятся изменения в части уменьшения тротуара вдоль Ефремова до 1,5 метров.” Переворачиваю страницу на технические характеристики и вижу, что ширина тротуара там – 3 метра! Есть расхождения в категорийности дорог: здесь – №2, а там – №3. Еще один момент по остановочным павильонам. Зачем их три на 661 метре?! Здесь не зря упомянули Винновскую рощу. На представление прокуратуры – полное игнорирование. Люди порубочных билетов на аварийные насаждения не могут дождаться годами, а здесь вопрос за день решается.
Замдиректора ОГКУ “Облстройзаказчик” Шамиль Вахитов заверил жителей, что долгостроя не будет – из проекта исключили замену водопровода и канализации, поэтому все работы уложатся в смету:
– Удорожание материалов, а оно есть, останется в рамках действующего контракта. Старые коммуникации под новой дорогой не останутся – сети проходят в зеленой зоне – там, где три метра от тротуара.
Коммунист Александр Спицын попросил от “Стройзаказчика” обосновать “тупиковость” дороги: почему ее нельзя спроектировать с выходом на трассу М-5. По словам Вахитова, у федеральной трассы есть требование строить заезды на расстоянии друг от друга не менее 5 км. Ближайший заезд на трассу есть с Камышинской. “У нас в проекте предусмотрена параллельная М-5 дорога с выходом на трассу. Выхода с дороги нам никто не даст”.
В заключении Дмитрий Зверев отметил, что уважает мнение жителей, но документы стратегического планирования – в приоритете:
– Не надо забывать, что в будущем микрорайоне будут проживать до 30 000 человек. Дорогу мы строим не у них во дворе. Граждане массово обращались и в следственные органы, и в прокуратуры, но пока в наших действиях, чиновников, врагов, как вы нас называете, никаких нарушений в действиях не выявлено. Мы максимально пытаемся сохранить насаждения путем пересадки их с комом. Понимаем, что не все деревья выживут и переживут зиму, но в любом случае мы будем компенсировать.
В завершении обсуждения Грачев пообещал запротоколировать все обращения и передать их администрации. “Допустить нарушения, а потом их исправлять – не по-государственному. То, что нарушения там имеются – факт”.