За 8 месяцев российскому авторынку удалось преодолеть «психологическую» отметку в 100 тысяч единиц проданных автомобилей. Лидирующие позиции по-прежнему занимает LADA, вместе с ней продажи увеличиваются у всех производителей из КНР. А вот у бывших некогда в тренде Kia, Hyundai и Toyota наблюдаются заметные просадки в продажах. Эксперты отмечают несколько основных проблем: повышение утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили, логистика и ограничение параллельного импорта. О ситуации на рынке в РФ, проблемах и региональных особенностях – в нашем материале.

Ситуация на российском рынке (по данным Автостата)

Только за последний летний месяц в нашей стране было реализовано 109,7 тыс. новых легковых машин. Августовские продажи оказались на 15% больше, чем в июле, и в 2,6 раза превышают показатель августа 2022-го. Объем реализации в конце лета оказался наилучшим начиная с января прошлого года. Таким образом, впервые за последние 20 месяцев российский авторынок преодолел «психологическую» отметку в 100 тысяч единиц.

48,4% проданных авто приходятся на три марки. Лидирует по-прежнему отечественная LADA, показатель которой за месяц составил 28,7 тыс. единиц. Это составляет более четверти (26,2%) от общего объема. Каждый восьмой проданный в августе автомобиль принадлежит китайской Chery (13,4 тыс. шт.), а каждый десятый – Haval (11 тыс. шт.).

По итогам 8 месяцев в нашей стране было реализовано 607 тыс. новых легковых машин – на 41% больше, чем в январе – августе 2022-го. «В плюсе» находятся отечественная LADA и все производители из КНР, а падение зафиксировано у Kia (-53,2%), Hyundai (-54,3%) и Toyota (-34,4%).

ТОП-10 марок по продажам новых легковых автомобилей (шт.)

Среди модельного ряда лидерство уверенно сохраняет отечественное семейство LADA Granta, доля которого в августе составила порядка 15%. За 8 месяцев только «Веста» показывает падение (-49,1%). Сильнее всего объемы продаж в конце лета выросли у внедорожника LADA Niva Travel (в 18,3 раза), а с начала года – у Geely Coolray (в 4 раза).

ТОП-10 моделей по продажам новых легковых автомобилей (шт.)

Проблемы

Сложности на авторынке сейчас возникают по ряду причин – повышение утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили, логистика и ограничение параллельного импорта.

Утильсбор

По новым ставкам утильсбор для юрлиц резко вырастет со 178,4 до 300 тысяч рублей за машину с ДВС объёмом до 2 литров; с 281,6 до 844 тысяч рублей — за мотор от 2 до 3 литров и с 32,6 до 360 тысяч рублей за электромобиль. А самое серьёзное повышение коснётся моторов объёмом 3 литра и выше. В этом случае сумма утилизационного сбора — 970 000 рублей (прежний максимум — 445 тысяч рублей). Гражданин, который ввёз и оформил машину на себя, заплатит утильсбор по ставке физлица. Но если он решит продать автомобиль в течение трёх лет, то ему придётся уплатить сбор уже по ставке юрлица.   

Логистический кризис

Причины логистического кризиса на российском авторынке разнообразные, передает Автостат. Во-первых, существует дефицит грузового транспорта и водителей на рынке, это вызвано увеличенным спросом на услуги по перевозке грузов и недостаточным количеством автовозов и водителей. Вторая трудность – таможенные ограничения или задержки на границе. Эксперты отмечают, что ситуация с поставками автомобилей может нормализоваться в начале – середине следующего года, когда появятся решения на базе китайских тягачей, а также будет скорректирован ФОТ водителей для того, чтобы начался приток людей на эти вакансии.

Ограничение параллельного импорта

Перечень разрешенных для ввоза в Россию по схеме параллельного импорта регулярно пересматривается и может быть оптимизирован по мере насыщения рынка и развития собственного производства, заявляют в Минпромторге. В ведомстве рассматривают возможность ограничить ввоз тех марок, которые уже официально продаются в России. К примеру, кроссовер Geely Monjaro.

На сегодняшний день в перечень разрешенных для ввоза моделей по параллельному импорту, в частности, входят Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti.

Ситуация в Ульяновской области

Руководитель отдела продаж “Авторай-Kia” Сергей Степанов заявил, что параллельный импорт загибается из-за повышения утильсбора. Как заявил эксперт, если у вас сейчас есть хороший б/у автомобиль (западного производства), то его можно смело продавать по цене выше рынка ввиду отсутствия на этом рынке западных производителей.

– С 1 августа утильсбор при повторной продаже автомобилей повысили до 300 тысяч рублей, за счет этого параллельный импорт загибается. Завод Киа сейчас начал собирать те автомобили, на которые в 2022 году не хватало запчастей. К примеру, сейчас есть в наличии и на гарантии автомобили “Селтос”. Кроме них представлены Спортейдж, Церато, Соренто. Больше всего продаются Селтос и Спортейдж. Кроме того у нас сертифицированные автомобили с пробегом. На вторичном рынке сейчас, т.к. западные производители ушли, выбор хороших автомобилей обнищал. Хороший автомобиль – на вес золота. Если сейчас у вас есть б/у автомобиль в хорошем состоянии, то его смело можно продавать выше рыночной цены, т.к. сейчас нужно сотни автомобилей просмотреть, чтобы найти один хороший.